Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Марковская основная общеобразовательная школа» Совершенствование профессиональной компетентности педагога через внедрение современных образовательных технологий в педагогический процесс школы
Чтобы идти в ногу со временем, школа сегодня должна уметь реагировать на новые запросы, требования, появляющиеся у потребителей образовательных услуг.
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения, формирования целостной системы универсальных знаний, учений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество образования.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетентностный подход - это освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в нестандартных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Ключевые компетенции - результат образования, выражающийся в овладении социально-значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия.
Новые подходы в работе учителя в современной школе: поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получение детьми практического опыта внимание учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность использование новых технологий для развития активной мыслительной деятельности и развития коммуникативности учащихся.
Ученик в новом подходе к образованию должен переходить от пассивного усвоения информации к активному её поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. уметь ориентироваться в новых социально – экономических условиях
Компетенции Среди ключевых компетенций принято выделять следующие: 1.Ценностно-смысловые компетенции. 2. Общекультурные компетенции 3.Учебно-познавательные компетенции. 4. Информационные компетенции 5. Коммуникативные компетенции 6. Социально-трудовые компетенции 7. Компетенции личностного самосовершенствования 8.Здоровье- сберегающие
Виды компетенций Учебно-познавательные компетенции: ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования; иметь опыт восприятия картины мира.
Виды компетенций Информационные компетенции: владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет; самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ
Виды компетенций Коммуникативные компетенции: уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление; уметь представлять свой класс, школу, страну, использовать для этого знание иностранного языка; владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог
Виды компетенций Социальные компетенции: владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности
Виды компетенций Здоровье- сберегающие:знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, ухаживать за ребёнком, владеть способами оказания первой медицинской помощи.
Практика показывает, что на формирование этих компетентностей у учащихся в наибольшей степени нацелены следующие современные образовательные технологии: 1. Проектная и исследовательская деятельность как средство всестороннего развития ребенка. 2. Внедрение ИКТ как мощного средства добычи и переработки информации. 3. Нестандартные, в том числе интегрированные уроки как средство развития творчества, креативности мышления и социализации личности. 4. Разноуровневое обучение как формирование умения и желания учиться, развитие инициативности, интереса к учению.
Современные технологии 5. Проблемное обучение как создание условий для развития у учащихся видеть проблему, формулировать её, искать варианты решения, комбинировать разные аналитические подходы, версии, позиции, синтезировать их, формулировать выводы. 6. Технология обучения в сотрудничестве как выработка навыков групповой учебно-поисковой деятельности, совместный поиск и выработка нового знания, освоение нового опыта 7. Технология учебно-поисковой деятельности как развитие исследовательских навыков в процессе обучения с последующей презентацией результатов работы в виде: доклада, сообщения, отчета
Современные технологии 8. Здоровьесберегающие технологии как создание и укрепление психического здоровья детей: создание благоприятного психологического фона на уроке, создание условий для самовыражения учащихся, инициация разнообразных видов деятельности, предупреждение гиподинамии. 9. Тестовая технология как повышение эффективности контроля знаний, умений, навыков, объективность контроля. Развитие внимательности, логического мышления учащихся. Подготовка к ГИА.
Урок Основы религиозных культур и светской этики в 4 классе (модуль «Основы православной культуры») по теме «Зачем творить добро» Учитель начальных классов, с высшим педагогическим образованием, высшей квалификационной категории, педагогический стаж более 30 лет. Екатерина Петровна одна из первых педагогов начала работать по ФГОС НОО. Опытный учитель, прекрасно знающий методику преподавания всех предметов в начальных классах: русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, трудового обучения. Для повышения качества обучения, снижения нагрузок, более эффективного использования учебного времени Екатерина Петровна применяет в своей работе современные образовательные технологии: развивающее и проблемное обучение, использование игровых моментов, обучение в сотрудничестве, информационно – коммуникативные, здоровьесберегающие, систему инновационного обучения «портфолио». Награждена Почетными грамотами и Благодарственными письмами Администрации и управления народного образования района, Почетной грамотой Главного управления Курганской области.
Урок математики в 1 классе по теме «Обобщающий контроль по решению примеров в пределах десяти» Учитель начальных классов, с высшим педагогическим образованием, высшей квалификационной категории, педагогический стаж более 30 лет. Светлана Михайловна - опытный, инициативный, ответственный, творчески работающий учитель. Ее уроки проходят живо и интересно, они насыщены огромным содержательным материалом. Для уроков Светланы Михайловны характерны элементы новизны, постоянного творческого поиска, элементы неожиданности, использование дидактического материала, карточек, перфокарт. Учитель в совершенстве владеет методикой преподавания и грамотно, правильно строит свои уроки. Награждена Почетными грамотами и Благодарственными письмами Администрации и управления народного образования района.
Урок математики в 5 классе по теме «Дроби» Учитель математики, с высшим педагогическим образованием. Елена Федоровна работает в данной школе первый год и за это время показала себя учителем, отличающимся глубокими знаниями своего предмета, широкой эрудицией. На своих уроках уделяет большое внимание формированию прочных знаний и умений, учит правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивает логическое мышление, обучает детей самостоятельно пополнять знания, работать с книгой. Елена Федоровна подбирает дидактический материал соответственно теме урока и уровню развития детей.
Учитель физической культуры, с высшим педагогическим образованием. В данной школе Евгений Александрович работает первый год. За данный период работы он зарекомендовал себя инициативным и творческим педагогом, умело выстраивающим траекторию взаимодействия, как с педагогами, так и с обучающимися. Он может увлечь детей своим задором, умело создать атмосферу коллективных творческих дел. Главное качество этого педагога – активность, познавательность, оптимизм, желание и умение работать вместе с другими и воспитывать детей духовно и физически. Деятельность педагога носит инновационный, творческий характер. Он осуществляет тренировочный процесс, впоследствии, которого ребята успешно выступают в школьных и районных соревнованиях. Урок физической культуры в 7 классе по теме «Баскетбол»
Учитель, помни! Формируя ключевые компетенции ученика, Вы во многом определяете его дальнейшую судьбу. Ведь именно Вы закладываете фундамент его будущей мобильности, социальной адаптированности, успешности. Дети смогут статьИкарами, Взмоют в небо беспредельное, Если силами Учителя Прочно будут крылья выращены.