Политическая и философская мысль эпохи Просвещения Часть 1\3: Англия
Хронология 476 г НЭ XIII – XVI века конец XIX сер. XX АнтичностьСредневековье НОВОЕ ВРЕМЯ Возрождение Новейшая философия Современная философия Аграрное (традиционное) общество Индустриальное (капиталистическое) общество Промышленная революция Научная революция РазРаз, два, тридватриПрезентация СегодняСкоро Вики
Повторение Античность Средневековье НОВОЕ ВРЕМЯ Возрождение Досократики Идеалисты Эллинисты Патристика Схоластика Английское Просвещение Французское Просвещение Немецкое Просвещение
В эпоху Возрождения: На смену схоластике приходит гуманизм, в радикальных проявлениях – антропоцентризм. Признание человека высшей ценностью приводит к отказу от священных текстов как основ: – познания, – понимания общества и государства Поиск нового метода познания выражается в противостоянии рационалистов и эмпириков Поиск новой основы государства и общества приводит к идее «государство для человека», вместо античного «счастлив не человек, счастливо государство», равенства людей.
Просвещение: эпоха критика традиционных институтов, обычаев и морали, окончательное свержение феодальной идеологии, борьба за свободное философское мышлении, борьба разума против веры. политические свободы и демократия религиозная толерантность, веротерпимость. рыночные механизмы, идеология капитализма.
Просвещение: обзор философии Философы французского Просвещения преимущественно: Материалисты Рационалисты. Природа и люди это механизмы, действующие по единым законам => желание перестроить на законах разума общество: спекуляция в философии. Но рассматриваемые нами – эмпирики! \ => решение основных проблем философии и вносят в ее классический образ просветительскую тенденцию, которая основывается на идее особой роли знаний в социальном развитии.
Tabula rasa («чистая доска») Основание эмпиризма. Отдельный человеческий индивид рождается без врожденного или встроенного умственного содержания, то есть чистым, его ресурс знаний полностью строится из опыта и чувственного восприятия внешнего мира.
Томас Гоббс Эмпирик, материалист Естественное состояние человека Общественный договор Государство - Левиафан
Естественное состояние человека Естественное состояние: люди не стремятся к совместной (полисной) жизни Поступки людей базируются на чувственности, естественное состояние – это война всех против всех. равенство всех на применение силы, равенство желаний. естественным правом является «право на все». понятия добра и зла сводятся к жизни и смерти => для защиты этого единственного блага – жизни, человечество заключает договор о создании Левиафана, – передавая ему свой суверенитет (который из народного превращается в государственный) – решая считать его действия своими
Левиафан Естественная свобода естественного состояния уничтожает сама себя, и поэтому должна быть ограничена. Обязанности суверена по обеспечению внутреннего спокойствия государства. Левиафан порождён договором, но сам его стороной не является, ведь то был договор между людьми о его создании. Договор установил единство воли Левиафана и подвластных ему (считать действия государства своими), а значит, о какой-либо несправедливости действий власть имущих не может быть и речи, ведь это значило бы признать собственные действия таковыми. оставшаяся в естественном состоянии часть человечества может быть уничтожена Левиафаном. Ему же следует следить за поддержанием абсолютной власти, бороться с вредными учениями (разделениями властей, свободой совести). Левиафан не допускает чрезмерного богатства как человека, так и города – а то они власть отнимут…
Джон Локк Эмпирик и материалист. Естественные права человека в естественном состоянии. Общественный договор Разделение властей
Естественное состояние Естественное состояние – явление нормативное, а не хаотичное. Нормы естественного права (юс - натурализма):юс - натурализма Даны от природы Определяют естественные для каждого человека права и обязанности Не могут быть изменены государством. Должны быть им защищаемы
Естественные законы жизнь принадлежит Богу, ибо им она дана, так что не в человеческой власти ее лишать. человек владеет телом, и следовательно имеет право распоряжаться результатами работы этого тела – трудовая теория собственности. правовое равенство, равенство всех перед законом в правах и свободах.
Общественный договор и разделение властей Для защиты естественного закона в потестарном (догосударственном) обществе недостает определённых гарантий: государственного закона для кары нарушителей, суда, чтобы разрешать споры на основании этого закона аппарата принуждения для реализации судебных решений. Индивиды, отказываясь от власти и заключая договор, учреждают три ветви власти.
Право на восстание против тирании Власть законодательная первична, именно она непосредственно создана народом. Поэтому народ, обладающий собственным суверенитетом, всегда может эту власть отобрать и назначить для ее реализации новых людей. Это власть верховна, ибо издает обязательные для всех законы, но при этом сама же им и подчиняется (ср: надзаконность суверена Бодена). В значительной мере ограничена. Выражается это в необходимости создавать законы, не противоречащие естественному праву. Оправдание буржуазных демократических революций: если власть не выполняет своих функций, то такая власть должна быть изменена самими людьми.
Основная ошибка теории общественного договора Вот одновременно все взяли, собрались, и подписали!
Вопросы для самопроверки: Общие направления философии Просвещения. Томас Гоббс: общественный договор и Левиафан. Джон Локк: общественный договор и естественное право. Основная ошибка теорий общественного договора:
Сравнить теории общественного договора Критерий сравненияТомас ГоббсДжон Локк Естественное состояние Естественное право Причина создания договора Роль государства