Направление: Корпоративное обучение. Повышение кадрового потенциала. ЛАБОРАТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Проблема: Снижение интереса студентов к изучению отдельных дисциплин, неудовлетворённость однообразием форм учебных занятий.
Цель: Организовать проектирование эффективной педагогической деятельности, позволяющей не только формировать у студентов профессиональные и общие компетенции, но и обучать их самостоятельному творческому мышлению, поддерживая высокую мотивацию.
Задачи Повышение педагогической компетентности. Активизация педагогов в вопросах самообразования. Создание творческих групп, объединяющих преподавателей по профессиональному интересу для разработки новых направлений работы.
Тематика занятий 1. Методы создания благоприятной атмосферы, организация коммуникации. 2. Принципы отбора педагогических технологий. 3. Технология проведения занятия в интерактивном режиме. 4. Методы рефлексивной деятельности. Процедура рефлексии в педагогическом процессе.
Тематика занятий 5. Технология коллективной творческой деятельности. 6. Проблемы эффективности учебного занятия. 7. Семинар: «Организация проявления студентами инициативы в поведении и деятельности».
Тема : Методы создания благоприятной обстановки на занятии. Организация коммуникации г. ЛАБОРАТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ЦЕЛЬ: Анализ условий, способствующих созданию благоприятного психологического климата на занятии.
ЗАДАЧИ: Ознакомление с особенностями взаимодействия в системе «преподаватель- студент», направленными на создание ситуации успеха, формирование устойчтивой мотивации к изучению дисциплины. Выработка рекомендаций для создания благоприятной психологической атмосферы на занятии, способствующей самореализации каждого студента.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: Комфортность, комфортный ̆ психологический ̆ климат, взаимопонимание, устои ̆ чтиво положительные взаимоотношения, творческое общение, творческая атмосфера, педагогический ̆ такт.
МЕТОД «ОПАСЕНИЯ И ОЖИДАНИЯ» Назначение метода: создание благоприятной атмосферы, установление коммуникации, включение в деятельность, осознание предстоящей деятельности.
Леви Владимир Львович: «Роль учителя ясная, определённая, однозначная. Но посмотрите, сколько она содержит в себе ролей скрытых, неявных, к какому множеству других имеет тяготение!» (см. схему)
РАСКРОЙТЕ СМЫСЛ ПОНЯТИЙ: комфорт; комфортность: психологическая, интеллектуальная, физическая.
Комфорт - заимствовано из английского языка, означает «поддержка, укрепление» (Этимологический словарь). Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют (Толковый словарь). Существует три структурных составляющих понятия «комфортность» (см. таблицу).
ЗАДАНИЕ В процессе занятия необходимо фиксировать свои предложения в бланке «Кодекс добрых отношений».
ОПРЕДЕЛЯЕМ УРОВЕНЬ КОМФОРТНОСТИ! Начало занятия Тревожное состояние (низкий уровень) Неуверенность (средний уровень) Спокойное состояние (высокий уровень)
ЭТО ВАЖНО! Требования к аттестации предполагают умение педагога конструктивно решать конфликтные педагогические ситуации.
НО! На занятиях часто возникают проблемные ситуации, из которых преподавателю нужно быстро, не нарушая позитивного настроя, найти выход.
ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ Ты- сообщение Я- сообщение
ТЫ-СООБЩЕНИЕ часто нарушает коммуникацию, так как вызывает у студентов чувство обиды и горечи, создает впечатление, что прав всегда преподаватель (Ты всегда очень небрежно пишешь, ты никогда не делаешь домашнее задание, прекрати это делать, ты срываешь мне занятие…).
Я-СООБЩЕНИЕ является более эффективным способом влияния на студента с целью изменения его поведения. В то же время оно сохраняет благоприятные отношения между студентом и преподавателем (Мне хотелось бы, чтобы мы договорились, я буду рада, если ты начнёшь выполнять домашнее задание).
ЗАДАНИЕ Необходимо переформулировать «ты-сообщение» в «я-сообщение». Ты сегодня опять забыл тетрадь! Ты всегда плохо выполняешь задания. Тебе не надоело весь урок болтать?
ВОЗМОЖНЫЕ ФРАЗЫ Я огорчена, что ты опять забыл тетрадь. Я надеюсь, ты понимаешь, что разговорами мешаешь остальным студентам…
ВЕРБАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА Очень важным при общении со студентами является то, какие вербальные средства использует педагог. От этого будет зависеть эмоциональное состояние обучающегося, его особенности мотивации, продуктивность учебной деятельности.
ЗАДАНИЕ В левой колонке таблицы даны фразы, которые преподавателю говорить не стоит. Заполните правую колонку. Как, с вашей точки зрения, надо сказать?
Рефлексия Оправдались ли Ваши опасения и ожидания? Что Вы предлагаете включить в Кодекс добрых отношений? Что возмёте на заметку и будете использовать в своей работе?
Персональный сайт преподавателя колледжа «Царицыно» Клюевой Ирины Владимировны: philology.ucoz.ru
ЖЕЛАЮ УСПЕХА!