Тема занятия: Влияние звуков на человека. Шумовое загрязнение среды. Цель: 1.Выяснить, что такое шум, какое влияние могут оказывать звуки на человека, что такое шумовое загрязнение и каковы его источники, как проявляется шумовая болезнь. 2.Определить уровень слуха учащихся при выполнении практической работы, методы борьбы с шумовым загрязнением. 2.Определить уровень слуха учащихся при выполнении практической работы, методы борьбы с шумовым загрязнением.
Здоровье нации должно стоять на первом месте в любой стране. Поэтому изучению влияния различных факторов на здоровье человека уделяется большое внимание. Знание проблемы - первый шаг в её решении.
Органы слуха весьма важны для человеческого организма. Они предупреждают о ещё невидимой опасности ( разница между слуховым восприятием и двигательной реакцией составляет всего 0, сек., между зрительным восприятием и моторной реакцией – 0, 18 сек.). В современном обществе количество шумов в окружающей человека среде постоянно возрастает, и с этим связано усиление негативного воздействия шума на здоровье человека.
Что же такое шум, какой он? Шум-это громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание. Природный шум: звон ручья, шелест листьев, шорох травы, шум прибоя. Антропогенный шум: громкая музыка, мчащаяся машина, крик, работающий трактор.
Отношения между звуком (шумом) и органами слуха человека достаточно сложны. Полностью беззвучная среда для человека невыносима. Однако, и при длительном нахождении в среде с интенсивностью шума 65 децибел, происходит нарушение функций вегетативной нервной системы и работы его внутренних органов. Первым проявлением этого бывают обычно нарушения сна, повышенная раздражительность и даже неврозы.
Единицы измерения шума Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления -децибелах (ДБ). Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в ДБ – безвреден, это естественный фон. Громкий звук -80 ДБ. 130 ДБ –болевые ощущения,150 –звук становится невыносимый.
Практическая работа «Определение остроты слуха». Цель: определить остроту слуха учащихся. Оборудование : линейка, часы. Острота слуха –это минимальная громкость, которая может быть воспринята ухом испытуемого. ХОД РАБОТЫ: 1.Приближайте к себе часы, пока не услышите звук. 2.Приложите часы плотно к уху и отводите их от себя, пока не исчезнет звук. 3.Измерьте расстояние (в 1 и2 случаях) между ухом и часами в см. 4.Найди среднюю величину двух показателей. Сделайте вывод.
Вывод по работе Интенсивность звука существенно меняется в зависимости от удаленности источника звука (шума), чем ближе часы, тем выше уровень шума, и наоборот. Если звук часов слышен на расстоянии см- удовлетворительный (небольшие проблемы), 5см- это уже признак тугоухости (в дальнейшем возможна полная глухота).
Звук- это механическое колебание внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20000колебаний в секунду).Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей- инфразвуком. Еще в античных городах вводились правила ограничения шума. В настоящее время ученые многих стран мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека И, оказалось, неслышимые звуки также могут иметь вредное воздействие на здоровье человека
Отрицательное воздействие шума Шум обладает аккумулятивным эффектом, то есть акустические раздражения, накапливаясь в организме, всё сильнее угнетают нервную систему. Особенно вредно влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы. Снижается рефлекторная деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм.
Объясните смысл этих высказываний: «Здоровое тело- продукт здорового рассудка» «В конце концов, жизнь- это отношения между организмом и внешней средой» Домашнее задание: Как защитить себя от шума? Составьте проект защиты человечества от шумового воздействия