Карточка 1 1. Всем известно слово проворонить. Что оно обозначает? Проворонить – значит _________________________________________. 2. Человека, который что-то «проворонил» часто в народе называют вороной. Как ещё можно назвать такого человека? _______________ ______________________________________________________________ 3. Сравните свои догадки с мнением В.И.Даля, автора «Толкового словаря живого великорусского языка». Ворона – нерасторопный человек, вялый, разиня, рохля, зевака (переносное значение). 4. Познакомьтесь с пословицами. Какие черты вороны народ подметил в пословицах? Ворона за море летала, да вороной и вернулась. Зачем вороне большие разговоры, знай ворона своё воронье кра. Пугана ворона и куста боится. Не летать вороне в высокие хоромы. _______________________________________________________________
Карточка 2 На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась… Задание: 1. Выпишите из словаря синонимов слова, близкие по значению к глаголу взгромоздиться. ____________________________________________ ______________________________________________________________ 2. Подумайте, чем значение выписанных вами слов отличается от значения слова взлететь? ___________________________________ _______________________________________________________________
Карточка 3 На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась… Задание: 1.Проанализируйте звуковой состав слова взгромоздясь. Гласных или согласных звуков больше в слове? ________________ ______________________________________________________________ Среди согласных звуков звонких или глухих больше, твёрдых или мягких? __________________________________________________ 2. Какие слова по звучанию вам напоминает слово взгромоздясь? ______________________________________________________________ _______________________________________________________________ 3.Какой можно представить Ворону, опираясь на звуковой строй слова взгромоздясь?____________________________________________ _______________________________________________________________
тяжёлая неуклюжая огромная громкоголосая голубушка светик петь мастерица царь-птица ирония Ворона глупая и тщеславная
Карточка 4 - Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие пёрушки! Какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, - Ведь ты б у нас была царь-птица! 1. Выпишите слова, которыми Лисица характеризует Ворону, и разберите их по составу. ______________________________________________ _______________________________________________________________ 2. Какую роль играют, по вашему мнению, такие части слов, как -ушк-, -к-, -ок-, -ик-, -иц- ? ____________________________________________ 3. Какие звуки отчётливо слышатся, повторяются в словах, которые вы выписали? ________________________________________________ 4. Какой мы представляем Лисицу, слушая её речь? __________________ _______________________________________________________________
Карточка 5 Русский народ образовал множество слов и выражений от слова лиса. Прочитайте их и объясните, что они значат? Лисить - ______________________________________________________ Он облисит кого угодно - _______________________________________ Налисил и напел сладко - _______________________________________ Лису петь - ___________________________________________________ Проверьте себя. Переносное значение слова лисица В.И.Даль объясняет так: Лисица - хвастуха, лукавый, хитрый человек, пролаз, проныра, корыстный льстец.
плутовка проныра льстец хитроумная сообразительная находчивая победительница
Л.С.Выготский «Психология искусства» «Мораль превращается в один из поэтических приёмов. Она играет роль литературной маски. Баснописец никогда не говорит от своего имени, а всегда от имени назидательного и поучающего старика».
Домашнее задание: 1.Письменный ответ на вопрос: «Почему Ворона каркнула?» 2.Выразительное чтение басни. 3.Что такое ирония? (смотри стр.309)