Технология сотрудничества в рамках введения ФГОС условие развития личности учащегося Учителя математики высшей квалификационной категории МОУ «Гимназия им. Ю.А.Гарнаева г.Балашова Саратовской области» Цветкова Т.А.,Щербинина С.А
«Что больше всего влияет на успеваемость? Квалификация учителя? Затраты на обучение? Уровень развития одноклассников? Или количество книг в библиотеке? Конечно, все эти факторы влияют на успеваемость, но больше всего – класс. Развитие товарищей по классу, их успеваемость их жизненные планы по большому счету важнее. В умело организованном классе каждый работает на каждого. Дело учителя за «малым» - помочь классу умело организоваться на своих уроках. Наверное, в этом и кроется секрет учителей, умеющих СОЗДАТЬ КЛАСС» А. Гин.
Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесса, учитывает их интересы. Сотрудничество предполагает оказание участникам деятельности взаимного содействия входе решения ими какой-то задачи. Личность ребенка в этой технологии – приоритетный субъект, она является целью образовательной системы. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство партнерство в отношениях педагога и учащегося.
Технология сотрудничества - это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.
Цель технологии сотрудничества– создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Технология сотрудничества позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке в парах Статистические пары, когда для решения учебной задачи объединяются учащиеся, сидящие за одной партой Динамические пары, когда для решения учебной задачи объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами Вариационные пары: в группе из 4 человек каждый работает с разными партнерами, при этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.
Основные преимущества технологии сотрудничества 1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю. 2. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений из учебника, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях. 3. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение. 4. Ребята учатся общаться между собой, с учителем, овладевают коммуникативными умениями. 5. У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Технология сотрудничества способствует освоению универсальных учебных действий Виды универсальных учебных действий Личностные УУД – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Регулятивные УУД – обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Познавательные УУД – включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы Коммуникативные УУД – обеспечивает социальную компетентность и учет позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Групповая форма обучения решает три основные задачи. Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией. Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами. Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
При реализации технологии сотрудничества нами решаются конкретно следующие задачи:
Пример. Математика, 5 -й класс. Тема: « НАХОЖДЕНИЕ ДЛИНЫ ОТРЕЗКА ». 1 этап. Активизация опорных знаний Решают задачи с геометрическим содержанием, применяя свойство длины отрезка. Делают вывод на основе обобщения решений задач За каждый правильный ответ группа получает жетон, по завершению опроса определяется самая активная группа. 2 этап. «Открытие» учащимися новых знаний основываясь на предыдущем опыте, составляют план решения задачи и решают задачу После завершения работы предлагается решить новое задание самостоятельно. Проводится самопроверка. За каждый правильный ответ группа получает жетон, по завершению опроса определяется самая активная группа. 3 этап. Включение новых знаний в систему учебных действий. Работают в группах. Задание на карточке нужно выполнить в рабочих тетрадях. Затем от каждой группы поочередно выходят по одному ученику к доске и объясняют решение 4 этап. Самостоятельная работа. Работают в группах. Выполняют задания из учебника по вариантам Выполняют взаимопроверку, ответ обсуждается в группе, устраняют допущенные ошибки 5 этап. Рефлексия Подведение итогов урока Участвуют в рефлексии, выражают свое настроение с помощью разноцветных сигнальных карточек и устно оценивают содержание урока.
Достоинства технологии сотрудничества (на основании опроса старшеклассников) Критерии Традиционный подход Технология сотрудничества Система обучения информативная проблемная Коэффициент полезного действия урока 10-15%80-90% Оценивание своих базовых знаний учащимися - как достаточные - как недостаточные 16 % 75 % 68 % 18 % Самостоятельная работа %95 % Эффективность использования учебного времени 60 %100 % В состоянии применить на практике 30 %70 % Способ подачи материала: Аудиальный 88%15% Визуальный 12%35% Кинестетический-50% Готовность (и желание) анализировать изучаемые проблемы 30% 95%
Вывод Групповая форма несет в себе ряд недостатков – это трудности комплектования групп и организации работы в них; включение сразу всех учеников в работу, рабочий шум на уроке. С другой стороны Групповая работа способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Также при совместной работе учащиеся приучаются сотрудничать друг с другом при выполнении общего дела, формируются положительные нравственные качества личности. Наблюдения показали, что данная форма обучения имеет большее преимущество в сравнении с традиционной методикой обучения.