Русская матрёшка
Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них свое мироощущение. У многих народов встречаются однотипные игрушки, с однотипным сходством их конструкций, форм и декора. Это сходство объясняется общностью культурных народных традиций, единой природой эстетического чувства. Родство делает их общепонятными для всех, и это одна из тех нитей, которые с детства связывают человека с наследием мировой культуры.
Появление матрешки на Руси Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера. (Словарь русского языка. С. И.Ожегов) Первая русская матрешка появилась в конце XIX века. Это время бурного экономического и культурного развития. Возникло целое художественное направление, получившее название «русский стиль». Благодаря их усилиям, в конце XIX – начале ХХ века стали возникать творческие объединения, которые по праву могут быть названы духовными и культурными центрами России. Н. К. РерихВ. М. ВаснецовМ. А. ВрубельК. А. Коровин
К таким объединениям, где возрождалась традиционная русская культура, следует прежде всего отнести Абрамцевский художественный кружок С. И. Мамонтова, представителя известной купеческой фамилии, промышленника, мецената. В его подмосковной усадьбе Абрамцево были организованы художественные мастерские, где наряду с художниками- профессионалами работали мастера, сохранившие эстетику и вековые навыки создания произведений народного искусства.
Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость. Фигурка оказалась с «сюрпризом» - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять. Эта японская игрушка была забавная, она как-то уж очень подходила к русскому вкусу, напоминая пасхальные деревянные яйца, которые точно так же вкладывались одно в другое. Японцы утверждают, что первым такую игрушку выточил безвестный русский монах. Фигурка Фукуруму в настоящее время хранится в Художественно- педагогическом музее игрушек в Сергиевом Посаде.
Именно в мастерской Мамонтова родилась первая русская матрешка. Выточить эту игрушку поручили потомственному мастеру- игрушечнику В. П. Звездочкину, а роспись первых образцов матрешек была поручена С. В. Малютину, который в то время по поручению Мамонтова иллюстрировал детские книги. Созданная в конце 1890-х годов, первая матрешка – легкая, изящная, непосредственная – изображала крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, с черным петухом, серпом и хлебом в руках.
Русскую деревянную куклу прозвали Матрешкой. В дореволюционной провинции имя Матрена считалось одним из наиболее распространенных женских имен, в основе которого лежит латинское слово «mater», означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие. Первая матрешка была восьмиместная. За девушкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая изображала спеленатого младенца. В 1900 году русская матрешка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание. Тогда же появились заграничные заказы, выполнить которые могли только мастера Сергиева Посада.
Виды матрёшек Сергиево – посадская матрёшка Первые сергиево-посадские матрешки своими формами и росписью как бы фиксировали пёструю разнообразную жизнь – девушек в русских сарафанах с корзинами, серпами, букетами цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове; старообрядок в типичной одежде с предметами раскольнического культа. Старообрядки Мастерская Московского губ. земства, Сергиев Посад, начало XX века
Жених и невеста (матрешки 8-местные), Мастерская Московского губ. земства Народы Севера (матрешка 10-местная), художник Н.Бартрам, Сергиев Посад, начало XX века
Иногда матрешка представляла собой целую семью с многочисленными чадами и домочадцами. Семья (матрешка 10-местная), Мастерская Московского губ. земства, Сергиев Посад, начало XX века Женщина с узелком (матрешка 10-местная), Сергиев Посад, начало XX века Бояре (матрешка 12-местная), мастер Д.Пичугин, Сергиев Посад, начало XX века
Наполеон (матрешка 8-местная) к столетию Отечественной войны 1812 года, мастер И.Прохоров, Сергиев Посад, начало XX века Кутузов со своим штабом (матрешка 8-местная) к столетию Отечественной войны 1812 года, мастер И.Прохоров, Сергиев Посад, начало XX века В 1912 году, к столетию Отечественной войны 1812 года, были созданы изображающие М. И. Кутузова и Наполеона матрешки, внутри которых помещались фигурки военачальников из их штаба.
Степан Разин, мастер Бусыгин, мастерская Московского губ. земства, Сергиев Посад, начало XX века Тарас Бульба (к столетию Н.В.Гоголя), художник Н.Бартрам, Сергиев Посад, начало XX века Ревизор (к столетию Н.В.Гоголя), художник Н.Бартрам, Сергиев Посад, начало XX века
«Царевна-лебедь» (матрешка конусообразная с иллюстрациями к сказке А.С.Пушкина «Царь Салтан»), Сергиев Посад, начало XX века
Сергиев Посад, начало XX века Конек-горбунок (матрешка 12-местная по мотивам одноименной сказки П.П.Ершова), Сергиев Посад, начало XX века
Репка (матрешка 8-местная) по мотивам одноименной сказки, мастер Шарпанов, Сергиев Посад, начало XX века Квартет (матрешка по мотивам одноименной басни И.А.Крылова), Сергиев Посад, начало XX века
Богатырь и девушка (матрешки 6-местные) в виде древнерусского шлема, мастер И.Прохоров, Сергиев Посад, начало XX века Экспериментировали и с формой матрешки: вытачивали фигуры в виде древнерусского шлема, конусовидные. Но эти новшества не были оценены покупателями, и спросом по-прежнему пользовалась матрешка традиционной формы и росписи.
Первые русские сергиево-посадские расписные матрешки стоили довольно дорого, но они очень быстро завоевали любовь как взрослых, так и детей не только в России, но и в других странах. Массовому экспорту сергиевской матрешки способствовали ежегодные ярмарки в Лейпциге. С 1909 года русская матрешка стала так же постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале XX века в Лондоне. А благодаря передвижной выставке, организованной «Русским обществом пароходства и торговли», с русской матрешкой познакомились жители приморских городов Греции, Турции и стран Ближнего Востока. В 1911 году сергиево-посадские мастера выполняли заказы, пришедшие из 14 стран.
Семёновская матрёшка Мастера-семеновцы оставляют больше незакрашенного дерева, пользуются анилиновыми красителями. В начале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, черточки у губ, губы, наводят румянец. Затем рисуют другие детали. Основой композиции в росписи семеновской матрешки считается передник-фартук, на котором изображается букет пышных цветов алого цвета.
Главным в колорите семёновской матрешки является решение основного цвета в букете. Семёновские матрёшки отличаются своей «вместительностью» – традиционно такая матрёшка состоит из кукол, а самая вместительная матрёшка в России, изготовленная именно в Семёнове – это целых 72 куклы, самая большая из которых составляет метр в высоту, а самая маленькая фигурка размером с горошину!
Полхов - Майданская матрёшка В селе Полховский Майдан матрёшка – это кормилица и опора всего села: его жители живут практически полностью на доходы, полученные от продажи традиционных куколок. Матрёшки из этого села знамениты своими «розанными» рисунками – основным элементом орнамента этих игрушек является цветок шиповника. Матрешка мастеров Полхов-Майдана отличается несколько вытянутыми пропорциями. Каждая мастерица рисует глаза по- своему. У одной матрешки они огромные, застывшие, у другой – удлиненные, миндалевидные, словно у японки.
Крутецкая матрёшка Крутецкие матрешки – все разные. Одна длинненькая, другая кругленькая. Личики и вовсе одно на другое не похожи: одна глазки опустила, другая в сторону смотрит, третья прищурилась, четвертая губки надула, пятая усмехается озорно… Изменили и технику росписи. Наряду с анилиновыми красками стали использовать масляные. Могут рядом с анилиновой розой нарисовать масляную ромашку.
Вятская матрёшка Наиболее северная из всех российских матрешек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько оно мило и приветливо. Особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получила в 60-е годы, когда матрешку стали не только расписывать анилиновыми красками, но и украшать соломкой, это стало своеобразным новшеством в оформлении матрешек.
Необычная, довольно редкая, восстановленная по книгам и образцам - северодвинская матрешка. Цвета у северных матрешек более скромные, нет броского фиолетового, ярко черного, золотого - того, что привлекает глаз в традиционных матрешках. Северные узоры не такие пышные, зато рисунок выписан тщательнее, тоньше. Характерна и форма - столбушка в 5 мест. Северодвинская матрёшка
Возрождение матрёшки Новшеством в росписи матрешек стало обращение к иконописному жанру с применением соответствующей изобразительной техники. Матрёшка в современном мире
Появились и матрешки, воспроизводящие сюжеты сказок «По щучьему велению» «Аленький цветочек» «Жар – птица»
«Малахитовая шкатулка» «Сказка о царе Салтане»
«Снегурочка» «Теремок»
Для росписи матрешек художники выбирают пейзажи и сюжеты, связанные с национальным своеобразием России.
Все чаще можно встретить матрешки «под Гжель», матрешки «под Жостово», матрешки «под Палех».