Педагогическая деятельность Понятие, содержание Виды, структура, функции Свойства современного образования
Структура раздела Презентация «Педагогическая деятельность». Лекция. Тема: Профессиональная педагогическая деятельность. Практическое занятие. Тема: Коммуникативная деятельность учителя. Тема для самостоятельного изучения: Педагогическое мастерство. Словарь терминов (глоссарий). Литература для самообразования. Методика оценки способов реагирования в конфликте (К.Н. Томас).
Понятие и содержание педагогической деятельности Педагогическая деятельность - это вид профессиональной активности педагога, в ходе которой с помощью различных средств воздействия решаются задачи воспитания, обучения, образования и развития ребенка. Содержание педагогической деятельности - воспитание, обучение и образование. Воспитание – важнейшая функция воспроизведения обществом самого себя, передача социально-культурного опыта, системы нравственных норм и ценностей от старших поколений к младшим. Обучение - специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения детьми научных знаний и способов деятельности, формирование стиля мышления.
Образование Образование – процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Теоретические положения, позволяющие внедрить в практику целостные модели образования, принципиальные для научно-педагогического сообщества и педагогов- практиков, их создающих и развивающих, - это парадигма (от греч. "пример, образец"). На протяжении исторического развития общества складывались разные парадигмы образования и воспитания человека: «знаниевая» и «культурологическая», «технократическая» и «гуманистическая», «социетарная» и «человеко-ориентированная», «педоцентрическая» и «детоцентристская».
Виды и функции педагогической деятельности Взаимосвязанные виды педагогической деятельности, осуществляемые в целостном педагогическом процессе: преподавание и воспитательная работа (В.А. Сластёнин) Функции педагогической деятельности: коммуникативная, развивающая, констатирующая, информационная, исследовательская.
Структура педагогической деятельности (по Н.В. Кузьминой) Гностический компонент (сфера знаний педагога в области предмета преподавания, способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся, а также самопознание). Проектировочный компонент (представления о перспективных задачах обучения и воспитания, о стратегиях и способах их достижения). Конструктивный компонент – особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания (урок, занятие, цикл занятий). Организаторский компонент - система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся. Коммуникативный компонент - особенности коммуникативной деятельности учителя, специфика и эффективность его взаимодействия с учащимися.
Структура готовности к педагогической деятельности Теоретическая готовность проявляется в обобщенной способности педагогически мыслить, предполагает наличие аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений. Практическая готовность к педагогической деятельности проявляется через 2 группы умений: организаторских (мобилизационные, информационные (информационно- дидактические), ориентационные умения ) и коммуникативных (перцептивные умения и техника общения).
Таким образом, педагогическая деятельность представляет собой вид профессиональной активности педагога, в ходе которой с помощью различных средств воздействия решаются задачи воспитания, обучения, образования и развития ребенка.
Свойства образования - Гуманитаризация - Гуманизация - Стандартизация (1 раз в 10 лет) - Децентрализация управлением - Диверсификация - Дифференциация - Фундаментализация - Многоуровневость (Болонский процесс) - Многовариантность - Информатизация и компьютеризация - Непрерывность
Болонский процесс - 19 сентября 2003 г., Берлин - Цель - формирование единого европейского пространства высшего образования - Внедрение европейской системы зачетных единиц как средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности в России: - реализация многоуровневой системы образования - организация учебного процесса с использованием системы зачетных (кредитных) единиц
Многоуровневая система высшего образования Уровень Многоуровневая система Продолжительность обучения 1. Общее высшее 2 года 2. Базовое высшее Бакалавриат Всего 4 года (2+2) 3. Полное высшее Магистратура Всего 6 лет (4 года бакалавриата +2 года магистратуры)
Спасибо за внимание