Развитие рефлексивных способностей каждого ученика на основе: - организации самостоятельной деятельности каждого школьника; - обеспечения в самостоятельной деятельности ученика постепенного перехода от пошагового контроля со стороны учителя к самоконтролю обучающегося (опыт и перспективы)
Учитель: Соснина Л.А. МОУ Суховская СОШ
«Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» Рене Декарт
Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
Рефлексия может осуществляться на любом этапе урока Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
классификация Рефлексия настроения и эмоционального состояния Рефлексия деятельности Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент)
Интересен прием с различными цветовыми изображениями У учащихся две карточки: синяя и красная «Букет настроения» Более разнообразный спектр цветов: красный, синий, желтый «Дерево чувств»
Напоминаем, какому настроению соответствует какой цвет: красный – восторженное; оранжевый – радостное, теплое; желтый – светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий – неудовлетворенное, грустное; фиолетовый – тревожное, напряженное; черный – упадок, уныние.
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приемлема на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора
горизонты ожидания индивидуалы- личный рация приемов результат новые перспективы
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового
Синквейн (пятистишие) первая строка - название темы; вторая – описание темы в двух словах- признаках, прилагательных; третья строка – описания действия в рамках этой темы тремя словами; четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывает отношение к теме; последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
В конце урока подводятся его итоги… сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
«Плюс – минус - интересно» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких- то целей. все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке VWI+0 ответил по просьбе учителя, но ответ не верный ответил по просьбе учителя, ответ верный ответил по своей инициативе, но ответ не верный ответил по своей инициативе, ответ верный не ответил
«Комплимент» Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого
Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах (индивидуальный, групповой, коллективный) рефлексивная деятельность может организовываться в индивидуальной и групповой форме
Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:
Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания? На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе? Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания? Какой стиль общения преобладал в работе? Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания? Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
Рефлексивная контрольно- оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания…
Оценочная карта Цель ее – научить адекватно оценивать себя и своих товарищей ясоседгруппаклассучитель
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя
Необходимо обучать ребенка умению занимать ту или иную позицию, уметь увидеть объект не с одной единственной точки зрения («стороны»), а с разных «сторон».
В нашей профессии нет предела совершенству. То, что еще вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желания что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.
Все, что мы делаем сейчас, - это не самоцель, серьезная подготовка к постоянной внутренней рефлексии. Давайте вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе: что я делаю? с какой целью? каковы результаты моей деятельности? как я этого достиг? можно ли сделать лучше? что я буду делать дальше?
Пока учитель задает себе эти вопросы – он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым - прекращается его профессиональный рост.
Спасибо за внимание !