Людей неинтересных в мире нет, Их судьбы как истории планет, У каждой всё особое, своё, И нет планет, похожих на неё. Е. Евтушенко Е. Евтушенко
Расположение Курска великолепно и смутно напоминает окрестности Флоренции. Я унесу из него самое благоприятное впечатление. Ф. Тютчев
Повторение и обобщение по теме: «Сложносочинённые предложения»
Мы будем отрабатывать умения различать ССП и простые предложения с однородными членами, определять отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания, Выполнять творческие задания.
Игра «Подскажи словечко» Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами: Сложные предложения, в которых простые связаны при помощи интонации, называются … Равноправны по смыслу части в … Части ССП могут соединяться при помощи союзов … Отношения между частями сложносочинённого предложения могут быть… Между частями ССП может и не быть запятых, если … Между частями ССП возможна постановка тире, если…
1. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами: … (союзным и бессоюзным) 2. Сложные предложения, в которых простые связаны при помощи интонации, называются … (бессоюзными) 3. Равноправны по смыслу части в … (ССП) 4. Части ССП могут соединяться при помощи союзов … (сочинительных) 5. Отношения между частями сложносочинённого предложения могут быть… (соединительные, противительные и разделительные) 6. Между частями ССП может и не быть запятых, если … (есть общий второстепенный член предложения, общая придаточная часть, предложение вопросительное) 7. Между частями ССП возможна постановка тире, если…(неожиданное присоединение или противопоставление)
1. Сбирались умирать последние цветы И ждали с грустию дыхания мороза. А. Фет 2. Опять осенний блеск денницы Дрожит обманчивым огнём И уговор заводят птицы Умчаться стаей за теплом. А. Фет
Задания 1. Под цифрой 1 запишите номера предложений, где союз и связывает части ССП 2. Под цифрой 2 – номера предложений с однородными членами 3. Под цифрой 3 – номера предложений, где союз и связывает и части ССП, и однородные члены
1. Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно. 2. Весь день стоит как бы хрустальный И лучезарны вечера. 3. Уж солнца раскалённый шар С главы своей земля скатила И мирный вечера пожар Волна морская поглотила. 4. Уж звёзды светлые взошли И тяготеющий над нами Небесный свод приподняли Своими влажными главами. 5. Зима ещё хлопочет И на весну ворчит. 6. Поток сгустился и тускнеет И прячется под твёрдым льдом.
1) 2,3 2) 4,5,6 3) 1
Сочинительные союзы служат основным средством связей, именно от их характера зависят смысловые отношения, значения ССП.
1. А.С. Макаренко говорил: 1. Я живу потому, что люблю дни и ночи, люблю борьбу, и мне нравится смотреть, как растет человек, как он борется с природой, в том числе и со своей собственной, а не уходит в свою скорлупу. 2. Самое главное надо видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня. 3. Только один человек видит прелесть жизни в куске хлеба или водке, воровстве или мошенничестве, а другой находит более сложные и богатые прелести в учебе, в работе, в красоте, в борьбе, в стремлении превозмочь себя и идти вперед. 4. Смысл жизни жизненные принципы, осмысление своего я. 5. Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. 6. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке низкой или высокой.
1) Сравните прочитанный и прослушанный тексты. Назовите приемы построения текстов: а) аллегория; б) антитеза; в) ирония. 2) В каком предложении прочитанного текста употреблен антоним? а) 1; б) 3; в) 4. 3) Какое значение имеет слово принципы в предложении 4? (убеждения) 4) Какие средства выразительности не использованы в предложении 1? а) фразеологизмы; б) антонимы; в) эпитеты. 5) Среди предложений 1-3 найдите ССП (3) 6) Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью примыкание (интуитивно выбирает)
Что ты хочешь? Ответь!- Жизнь спросила меня.- Или что-то иметь? Или что-то понять? Нет, я злато менять Не желаю на медь: Мне важнее понять, А не что-то иметь.
Сегодня на уроке я...