Автор: Карпова С.Н., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 5 г. Суворова.
Здесь есть святыня, русская святыня, Великих жертв, великой скорби край П. Вяземский
В 1851 году, устав от жизненных противоречий, Л.Толстой вместе с братом Николаем отправляется на Кавказ. Но военная служба не приносит ему спокойствия, он подаёт прошение об отставке и получает отказ. Тогда он добивается перевода в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь « Храбрый офицер, без малейшей аффектации, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный»- таким был Л.Толстой, по свидетельствам очевидцев, на 4 бастионе, самом опасном месте.
Толстой был непосредственным участником обороны, видел, как сражаются и умирают русские солдаты. «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский», - писал Л.Толстой.
2 апреля- «Я живу в Севастополе. Потерь у нас уже до 5 тысяч, но держимся мы не только хорошо, но так, что защита эта должна доказать неприятелю (невозможность) когда бы то ни было взять Севасто- поль». 2 апреля- «Я живу в Севастополе. Потерь у нас уже до 5 тысяч, но держимся мы не только хорошо, но так, что защита эта должна доказать неприятелю (невозможность) когда бы то ни было взять Севасто- поль». 3-7 апреля- «Третьего дня ночевал на 4 бастионе. Изредка стреляет какой-то пароход по городу. Вчера ядро упало около мальчика и девочки, которые по улице играли в лошадки: они обнялись и упали вместе. Девочка- дочь матроски. Каждый день ходит на квартиру под ядра и бомбы…» 3-7 апреля- «Третьего дня ночевал на 4 бастионе. Изредка стреляет какой-то пароход по городу. Вчера ядро упало около мальчика и девочки, которые по улице играли в лошадки: они обнялись и упали вместе. Девочка- дочь матроски. Каждый день ходит на квартиру под ядра и бомбы…»
Оборона Севастополя стала героической страницей в истории русского народа. И этому подвигу прославленного города посвящён литературный памятник Л.Н.Толстого То, о чём пишет Толстой в своих рассказах, он пишет не понаслышке, не со стороны, а как человек, сам всё переживший и по собственному опыту всё знающий
1. Доказать, что истинным героем Севастопольской эпопеи был народ русский. 2.Проследить, как мысль автора об ужасе войны, о её противоестественности сути человека воплощена на страницах «Севастопольских рассказов» 3. Воспитывать чувство гордости за свой народ
В рассказе взят момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 года
Вывод: Толстой показывает войну в крови и страданиях. Автор восхищается мужеством русских людей, защищавших Родину.
Вопросы. 1. Как построен рассказ? 2. Где мы побывали вместе с автором? 3. Что увидел Толстой, а вместе с ним и мы, читатели? 4. Какие «ужасные и грустные, великие и забавные, но изумительные, возвышающие душу зрелища» показывает автор? Зачем?
На 4 бастионе вместе с Львом Толстым сражались простые русские солдаты. В 1911 году первые русские кинооператоры засняли оставшихся в живых защитников Севастополя, сохранив их лица для истории. А на групповом портрете художника Тимма мы видим рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Фёдора Заику, Аксентия Рыбакова, Ивана Демченко
В мае года 1855 произошла кровавая битва гарнизона против всей армии неприятеля
Вопросы. 1. Каким мы видим лицо войны? 2. Какой приём использует автор в повествовании? Почему? 3. Что, по мысли Толстого, заставляет человека убивать себе подобных? Что движет солдатами, офицерами?
Описание раненых Рассуждения о пехотных офицерах Сцена перемирия Мальчик, собирающий цветы на поле боя среди убитых Офицер укоряет солдата
Авторский вывод: Все герои «Севастополя в мае» проходят «пытку анализом». «Диалектика души» впервые обнаруживается не в самоанализе рассказчика, а в изображении внутреннего мира действующих лиц. Автор уже не наблюдатель, а проповедник, судья, который судит войну и людей, её ведущих. Война- страшное зло. Все герои «Севастополя в мае» проходят «пытку анализом». «Диалектика души» впервые обнаруживается не в самоанализе рассказчика, а в изображении внутреннего мира действующих лиц. Автор уже не наблюдатель, а проповедник, судья, который судит войну и людей, её ведущих. Война- страшное зло. « И эти люди…не упадут вдруг на колени и со слезами радости и счастья и не обнимутся как братья?»
Домашнее задание. Сочинение «Что такое война «в настоящем её выражении?»(По «Севастопольским рассказам»)
Источник: httpkorrespondentnetworldabus htmlhttp://newzz.in.ua/ob/ httpkorrespondentnetworldabus html 4. html 5. html 6.