Биография Творчество Стихотворные сборники Видео Фотографии
Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Отец Ахмадулин Ахат Валеевич татарин по национальности Мать Лазарева Надежда Макаровна русская, итальянского происхождения, работавшая переводчицей в КГБ Ахмадулина была первой женой Евгения Евтушенко, позже женой Юрия Нагибина. Жена театрального художника Бориса Мессерера Школьницей работала внештатным корреспондентом газеты «Метростроевец» Стихи писала с детства, занималась в литобъединении при ЗИЛе у поэта Е.Винокурова В 1955 в газете «Комсомольская правда» было опубликовано ее стихотворение Родина По окончании школы поступила в Литературный институт им. А.М.Горького Занималась журналистикой, писала очерки В 1959 Ахмадулина была исключена из института за отказ участвовать в травле Б.Л.Пастернака, но затем восстановлена В 1960 окончила институт с отличной оценкой дипломной работы В 1962 стараниями П.Г.Антокольского была издана первая книга Ахмадулиной «Струна» Сюрреалистический рассказ Ахмадулиной «Много собак» и «Собака» вошел в неофициальный альманах «Метрополь» (1979)
Творчество самой Б. Ахмадулиной хорошо известно в мире Ее поэтические произведения переведены на многие языки В 1964 году снялась в роли журналистки в фильме «Живёт такой парень» В 1970-е поэтесса посетила Грузию, с тех пор эта земля заняла в её творчестве заметное место Ахмадулина переводит Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе и других грузинских авторов В 2006 г. Ахмадулина стала героем книги «Автограф века», в которой ей посвящена одна из глав
Весь литературный путь Б. Ахмадулиной - это последовательное созидание самобытного и суверенного художественного мира. Этот мир интересен и притягателен неповторимо индивидуальной эмоциональной и стилистической окраской, естественностью и органичностью поэтической речи, изысканностью и музыкальностью. Поэтесса с редким постоянством пишет об окружающей ее повседневности, но эта повседневность не будничная, а облагороженная прикосновением ее пера, приподнятая над суетой, проникнутая высокой духовностью и, благодаря постоянным историческим экскурсам и реминисценциям из классики, приобретающая особое измерение. Из неприметных моментов жизни, оттенков настроения, обрывков мыслей и наблюдений поэтесса строит свой мир - мир нежности, доброты и доверия к людям, мир высокой духовности и душевного такта. Под ее пером самые обыденные ситуации приобретают какую-то зыбкость, ирреальность, характер таинственного "действа".
«Струна» (1962) «Озноб» (Франкфурт, 1968) «Уроки музыки» (1969) «Стихи» (1975) «Свеча» (1977) «Сны о Грузии» (1977, 1979) «Метель» (1977) альманах «Метрополь» («Много собак и собака», 1980) «Тайна» (1983) «Сад» (1987) «Стихотворения» (1988) «Избранное» (1988) «Стихи» (1988) «Побережье» (1991) «Ларец и ключ» (1994) «Шум тишины» (Иерусалим, 1995) «Гряда камней» (1995) «Самые мои стихи» (1995) «Звук указующий» (1995) «Однажды в декабре» (1996) «Созерцание стеклянного шарика» (1997) «Собрание сочинений в трех томах» (1997) «Миг бытия» (1997) «Нечаяние» (стихи-дневник, ) «Возле елки» (1999) «Друзей моих прекрасные черты» (2000) «Стихотворения. Эссе» (2000) «Зеркало. XX век» (стихи, поэмы, переводы, рассказы, эссе, выступления, 2000)
О, мой застенчивый герой, ты ловко избежал позора. Как долго я играла роль, не опираясь на партнёра! К проклятой помощи твоей я не прибегнула ни разу. Среди кулис, среди теней ты спасся, незаметный глазу. Но в этом сраме и бреду я шла пред публикой жестокой – всё на беду, всё на виду, всё в этой роли одинокой. О, как ты гоготал, партер! Ты не прощал мне очевидность бесстыжую моих потерь, моей улыбки безобидность. И жадно шли твои стада напиться из моей печали. Одна, одна - среди стыда стою с упавшими плечами. Но опрометчивой толпе герой действительный не виден. Герой, как боязно тебе! Не бойся, я тебя не выдам. Вся наша роль - моя лишь роль. Я проиграла в ней жестоко. Вся наша боль - моя лишь боль. Но сколько боли. Сколько
По улице моей который год звучат шаги - мои друзья уходят. Друзей моих медлительный уход той темноте за окнами угоден. Запущены моих друзей дела, нет в их домах ни музыки, ни пенья, и лишь, как прежде, девочки Дега голубенькие оправляют перья. Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх вас, беззащитных, среди этой ночи. К предательству таинственная страсть, друзья мои, туманит ваши очи. О одиночество, как твой характер крут! Посверкивая циркулем железным, как холодно ты замыкаешь круг, не внемля увереньям бесполезным. Так призови меня и награди! Твой баловень, обласканный тобою, утешусь, прислонясь к твоей груди, умоюсь твоей стужей голубою. Дай стать на цыпочки в твоем лесу, на том конце замедленного жеста найти листву, и поднести к лицу, и ощутить сиротство, как блаженство. Даруй мне тишь твоих библиотек, твоих концертов строгие мотивы, и - мудрая - я позабуду тех, к то умерли или доселе живы. И я познаю мудрость и печаль, свой тайный смысл доверят мне предметы. Природа, прислонясь к моим плечам, объявит свои детские секреты. И вот тогда - из слез, из темноты, из бедного невежества былого друзей моих прекрасные черты появятся и растворятся снова. 1959
к.ф. «Служебный роман» Белла Ахмадулина На сцене Молодая
1) 2) 3)
Автор презентации Сафронова Дарья 2010 год