Творческий проект «Джаз – искусство XX века» Выполнил: Елисеев Михаил, 8Б класс Руководитель: Кравцова Лариса Викторовна, учитель музыки МОУ «Средняя общеобразовательная школа 48» г.Курска Курск – 2010 г.
Цель проекта : - познакомиться с истоками джазовой музыки (спиричуэл и блюз), выявить ее особенности; (спиричуэл и блюз), выявить ее особенности; - познакомиться с основными стилями джазовой музыки; джазовой музыки; - известными джазовыми исполнителями.
Джаз (англ. Jazz) Джаз (англ. Jazz) англ. форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение.
В основе джаза – жанры афроамериканской музыки: спиричуэл и блюз Спиричуэл - духовный хоровой гимн, часто сочинявшийся на библейские сюжеты и тексты. Это жанр религиозного пения и танца, исполнение которого сопровождается ударами в ладоши, притопыванием, непринужденными телодвижениями. Блюз - сольно-песенный жанр. Он драматичен, отражает глубоко личные переживания. Как в фольклорном жанре музыка и текст – импровизируются, подчиняются таким особенностям изложения, как полиритмия, синкопирование, специфическая тембровая окраска звучания голоса или инструмента.
Характерные черты джазовой музыки Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали: - импровизация, - импровизация, - полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, - полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, - уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры свинг. - уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей. Своеобразный состав оркестра: - медные духовые, - ударные - струнные щипковые (банджо) (банджо) - фортепиано - шумовые
Колыбелью джаза был американский Юг и прежде всего Новый Орлеан. Особенность стиля джаз неповторимое индивидуальное исполнение виртуоза-джазмена. Залог вечной молодости джаза это импровизация. После появления гениального исполнителя, который всю свою жизнь прожил в ритме джаза и до сих пор остается легендой Луи Армстронга, искусство исполнения джаза увидело новые для себя необычные горизонты: вокальное или инструментальное исполнение-соло становится центром всего выступления, меняя полностью представления о джазе. Джаз это не только определенный вид музыкального исполнения, но и неповторимая жизнерадостная эпоха. Луи Армстронг
Основные стили джазовой музыки : Бибоп Бибоп Буги-вуги Буги-вуги Стиль Канзас-сити Стиль Канзас-сити Кул-джаз Кул-джаз Прогрессив-джаз Прогрессив-джаз Хард-боп Хард-боп Свинг Свинг
Бибоп Бибоп, би-боп, боп (англ. bebop) джазовый стиль, сложившийся в начале середине 40-х годов XX века и характеризуемый быстрым темпом и сложными импровизациями, основанными на обыгрывании гармонии, а не мелодии. англ.джазовый 40-хXX векатемпомгармонии мелодии англ.джазовый 40-хXX векатемпомгармонии мелодии Бибоп сделал революцию в джазе, боперы создавали новые представления о том, что такое музыка. Основоположниками бибопа стали: саксофонист Чарли Паркер, трубач Диззи Гиллеспи, пианисты Бад Пауэлл и Телониус Монк, барабанщик Макс Роуч. Чарли Паркер Диззи Гиллеспи Бад Пауэлл Телониус Монк Макс Роуч Чарли Паркер Диззи Гиллеспи Бад Пауэлл Телониус Монк Макс Роуч Этап бибопа стал значительным смещением акцента в джазе от танцевальной музыки, основанной на мелодии, к менее популярной «музыке для музыкантов», более основанной на ритме. Боп-музыканты предпочитали сложные импровизации, основанные на обыгрывании последовательностей аккордов, вместо варьирования мелодии. Боп был быстр, резок, он был «жесток со слушателем». импровизацииаккордовмелодииимпровизацииаккордовмелодии
Буги-вуги Буги-вуги – это, в основном, фортепианный стиль, оказавшийся весьма доступным для широкой аудитории. Он появился в начале 20-го века, когда возникла необходимость нанимать пианистов вместо оркестров. В недорогих кафе типа хонки-тонк (honky tonk) и баррель хаус (barrelhouse) музыканты развлекали публику на вечеринках и приёмах. Композиции в стиле буги построены на блюзовой последовательности аккордов, а напряженность в стиле достигается путём сочетания остинатных фигур левой руки (раскатывающийся бас) и синхронной мелодии в правой руке. Однако, по мнению гуру этого жанра, если включается больше инструментов – например, барабаны или бас – это уже не буги-вуги. Форма буги-вуги предлагает целую палитру ритмических и мелодических приемов, которые меняются от простого к сложному.
Стиль Канзас-сити Для стиля, процветавшего в Канзас-Сити 1920-х и 1930 г., характерны проникновенные пьесы с блюзовой окраской, исполнявшиеся как биг-бэндами, так и маленькими свинговыми ансамблями, демонстрировавшими очень энергичные соло. Основой стиля Канзас-сити стала своеобразная форма блюза, получившая название «городской блюз». Для стиля, процветавшего в Канзас-Сити 1920-х и 1930 г., характерны проникновенные пьесы с блюзовой окраской, исполнявшиеся как биг-бэндами, так и маленькими свинговыми ансамблями, демонстрировавшими очень энергичные соло. Основой стиля Канзас-сити стала своеобразная форма блюза, получившая название «городской блюз».Канзас-Сити Канзас-ситиблюзаблюз Канзас-Сити Канзас-ситиблюзаблюз Джазовая сцена Канзас-сити отличалась также целой плеядой выдающихся мастеров вокального блюза, признанным «королём» среди которых был многолетний солист оркестра Каунта Бэйси, знаменитый блюзовый певец Джимми Рашинг, альт саксофонист Чарли Паркер. Джазовая сцена Канзас-сити отличалась также целой плеядой выдающихся мастеров вокального блюза, признанным «королём» среди которых был многолетний солист оркестра Каунта Бэйси, знаменитый блюзовый певец Джимми Рашинг, альт саксофонист Чарли Паркер.Канзас-ситиблюза Каунта Бэйсиблюзовыйсаксофонист Чарли Паркер Канзас-ситиблюза Каунта Бэйсиблюзовыйсаксофонист Чарли Паркер
Кул-джаз Кул-джаз (также «прохладный джаз» букв. перевод англ. cool jazz) стиль современного джаза, возникший в конце 1940-х на Западном побережье США, получивший распространение преимущественно среди белых музыкантов-бамперов и достигший наибольшего расцвета в 1960-е годы. Кул-джаз (также «прохладный джаз» букв. перевод англ. cool jazz) стиль современного джаза, возникший в конце 1940-х на Западном побережье США, получивший распространение преимущественно среди белых музыкантов-бамперов и достигший наибольшего расцвета в 1960-е годы.англ.современного джаза 1940-х Западном побережье СШАбамперов 1960-еангл.современного джаза 1940-х Западном побережье СШАбамперов 1960-е Происхождение стиля и авторство названия связывают с именем свингового саксофониста Лестера Янга, который ещё в 1930-е годы разработал противоположную хот-джазу «холодную» манеру звукоизвлечения. По способу звукоизвлечения гармониям у кул-джаза много общего с модальным джазом. Характеризуется эмоциональной сдержанностью, тенденцией к сближению с композиторской музыкой (усиление роли композиции, формы и гармонии, полигонизация фактуры), введением инструментов симфонического оркестра. Лестера Янгахот-джазугармониям модальным джазом Лестера Янгахот-джазугармониям модальным джазом
Выдающимися представителями кул-джаза являются трубачи Майлз Дэвис, Чет Бейкер, Выдающимися представителями кул-джаза являются трубачи Майлз Дэвис, Чет Бейкер,Майлз Дэвис Чет Бейкер Майлз Дэвис Чет Бейкер саксофонисты Пол Дезмонд, Джерри Маллиген, Стэн Гетц, Ли Конитц, Зут Симс, саксофонисты Пол Дезмонд, Джерри Маллиген, Стэн Гетц, Ли Конитц, Зут Симс,Пол Дезмонд Джерри Маллиген Стэн Гетц Ли Конитц Зут Симс Пол Дезмонд Джерри Маллиген Стэн Гетц Ли Конитц Зут Симс пианисты Билл Эванс, Дэйв Брубек (и его квартет), кларнетист Джимми Джуфри, пианисты Билл Эванс, Дэйв Брубек (и его квартет), кларнетист Джимми Джуфри,Билл Эванс Дэйв Брубек Джимми Джуфри Билл Эванс Дэйв Брубек Джимми Джуфри тромбонист Боп Брукмайер, тромбонист Боп Брукмайер,Боп Брукмайер Боп Брукмайер ударник Шелли Менн, Modern Jazz Quartet Джона Льюиса, квинтет Джорджа Ширинга. ударник Шелли Менн, Modern Jazz Quartet Джона Льюиса, квинтет Джорджа Ширинга.Шелли МеннModern Jazz Quartet Шелли МеннModern Jazz Quartet Образцами кул-джаза являются такие композиции, как «Take Five» Пола Дезмонда, «My Funny Valentine» в исполнении Джерри Маллигена, «`Round Midnight» Телониуса Монка в исполнении Майлза Дэвиса. Take FiveMy Funny Valentine Джерри Маллигена`Round Midnight Телониуса МонкаTake FiveMy Funny Valentine Джерри Маллигена`Round Midnight Телониуса Монка
Прогрессив - джаз Параллельно с возникновением бибопа, в среде джаза развивается новый жанр прогрессивный джаз, или просто прогрессив. бибопа Основным отличием этого жанра становится стремление отойти от застывшего клише биг-бендов и устаревших, затёртых приёмов т. н. симфоджаза, введённых в 1920-е Полом Уайтменом Творцы прогрессивна не стремились к радикальному отказу от джазовых традиций, сложившихся на то время. Они скорее стремились к обновлению и усовершенствованию свинговых фраз-моделей, вводя в практику композиции последние достижения европейского симфонизма в области тональности и гармонии. свинговыхтональности гармониисвинговыхтональности гармонии
Хард-боп Хард-боп джазовый стиль, развившийся из бибопа и кул- джаза, вобрав в себя элементы соула, церковной музыки (госпел) и блюза. джазовыйбибопакул- джазасоулагоспелблюзаджазовыйбибопакул- джазасоулагоспелблюза Пик его популярности пришелся на е годы XX века. В основном этот период в джазе ассоциируется с такими личностями, как Сонни Роллинз, Джон Колтрейн, Майлз Дэвис, Арт Блэйки и Чарльз Мингус е Сонни Роллинз Джон Колтрейн Майлз Дэвис Арт Блэйки Чарльз Мингус е Сонни Роллинз Джон Колтрейн Майлз Дэвис Арт Блэйки Чарльз Мингус Впоследствии последователи бибопа и хард-бопа добавили в него ещё немного стиля в виде модального джаза, в котором гармоничность структуры отдельных частей стала ещё более свободной, но обычно проявлялась это только при аккордной игре на фортепиано (в том числе и низких тонов). Благодаря этому джазовому периоду инструменталисты получили возможность импровизировать с разными ладами гаммы. Впоследствии последователи бибопа и хард-бопа добавили в него ещё немного стиля в виде модального джаза, в котором гармоничность структуры отдельных частей стала ещё более свободной, но обычно проявлялась это только при аккордной игре на фортепиано (в том числе и низких тонов). Благодаря этому джазовому периоду инструменталисты получили возможность импровизировать с разными ладами гаммы.модального джазамодального джаза
Свинг В начале 30-х годов экономический кризис в США привел и к распаду большого числа джазовых ансамблей, остались преимущественно оркестры, играющие псевдоджазовую коммерческую танцевальную музыку. Важным шагом в стилевом развитии была эволюция джаза в новое, вычищенное и приглаженное направление, называвшееся свинг (от английского «swing» - «качание»). Таким образом, была предпринята попытка избавиться от жаргонного в то время слова «джаз», заменив его на новое «свинг». Главной особенностью свинга стало яркая импровизация солиста на фоне сложного аккомпанемента.
Великие джазмены о свинге: «Свинг - это то, чем в моем понимании является настоящий ритм.» Луи Армстронг Луи Армстронг
«Свинг - это ощущение ускорения темпа, хотя вы по- прежнему играете в том же самом темпе.» Бенни Гудмен Бенни Гудмен
«Свинг нужно «Свинг нужно чувствовать, это ощущение, которое может быть передано другим.» чувствовать, это ощущение, которое может быть передано другим.» Гленн Миллер Гленн Миллер
Известные исполнители Луи Армстронг Луи Армстронг - американский джазовый трубач, вокалист и руководитель ансамбля. Оказал (наряду с Дюком Эллингтоном, Чарли Паркером, Майлзом Дэвисом и Джоном Колтрейном) наибольшее влияние на развитие джаза, и много сделавший для популяризации его во всем мире. Луи Армстронг - американский джазовый трубач, вокалист и руководитель ансамбля. Оказал (наряду с Дюком Эллингтоном, Чарли Паркером, Майлзом Дэвисом и Джоном Колтрейном) наибольшее влияние на развитие джаза, и много сделавший для популяризации его во всем мире.американский джазовыйтрубачвокалист руководительансамбля Дюком Эллингтоном Чарли Паркером Майлзом Дэвисом Джоном Колтрейномамериканский джазовыйтрубачвокалист руководительансамбля Дюком Эллингтоном Чарли Паркером Майлзом Дэвисом Джоном Колтрейном
Маэстро джаза Оглядываясь на творчество Армстронга, поражаешься тому, какое огромное воздействие оно оказало на музыку XX века. Почти невозможно, включив радио или телевизор, услышать музыку, в которой бы не сказалось его влияние. Луи Армстронг был одним из величайших музыкантов, когда-либо игравших джаз и одновременно одной из самых противоречивых фигур в нём. Труба Армстронга звучала божественно, особенно, когда он был в ударе. Оттого, наверное, многих музыкантов и слушателей буквально ослеплял его талант. Поэтому и сегодня для большинства джаз это прежде всего Луи Армстронг. Все, за что люди любят джаз, воплощено в этом имени. И хотя Луи Армстронг это ещё не весь джаз, но он это душа джазовой музыки. Наиболее популярные композиции Л.Армстронга – Оглядываясь на творчество Армстронга, поражаешься тому, какое огромное воздействие оно оказало на музыку XX века. Почти невозможно, включив радио или телевизор, услышать музыку, в которой бы не сказалось его влияние. Луи Армстронг был одним из величайших музыкантов, когда-либо игравших джаз и одновременно одной из самых противоречивых фигур в нём. Труба Армстронга звучала божественно, особенно, когда он был в ударе. Оттого, наверное, многих музыкантов и слушателей буквально ослеплял его талант. Поэтому и сегодня для большинства джаз это прежде всего Луи Армстронг. Все, за что люди любят джаз, воплощено в этом имени. И хотя Луи Армстронг это ещё не весь джаз, но он это душа джазовой музыки. Наиболее популярные композиции Л.Армстронга – «Wonderful World», «Basin Street Blues», «Go Down Moses», «Moon River». «Wonderful World», «Basin Street Blues», «Go Down Moses», «Moon River».
Известные исполнители Фрэнк Синатра Фрэнк Синатра - американский актёр, певец (крунер) и шоумэн. Славился романтическим стилем исполнения песен и «медовым» голосом. В молодые годы имел прозвище Фрэнки (Frankie) и Голос («the Voice»), в более поздние годы Мистер Голубые Глаза (Ol' Blue Eyes), а затем уважительное Старейшина («Chairman of the Board»). Фрэнк Синатра - американский актёр, певец (крунер) и шоумэн. Славился романтическим стилем исполнения песен и «медовым» голосом. В молодые годы имел прозвище Фрэнки (Frankie) и Голос («the Voice»), в более поздние годы Мистер Голубые Глаза (Ol' Blue Eyes), а затем уважительное Старейшина («Chairman of the Board»). американскийактёрпевецкрунер американскийактёрпевецкрунер
Родился 12 декабря 1915 года в Хобоконе, штат Нью-Джерси, в семье итальянских иммигрантов боксера-пожарника с Сицилии Мартина и медсестры Натали (Долли). Фрэнк вырос в таком районе Нью-Джерси, где часто случались драки и преступления. В юности он тоже оказывался замешанным в скандальные и даже преступные истории. Такая слава сопутствовала ему всю жизнь. Говорили даже, будто его творческую деятельность финансировала мафия, и многие люди именно с этим связывали его потрясающий успех. Отчасти его даже можно считать прототипом одного из героев знаменитого романа М. Пьозо «Крестный отец».
Наиболее известные композиции: «My Way» «My Way»My WayMy Way «New-York, New-York» «New-York, New-York»New-York, New-YorkNew-York, New-York «Strangers in the Night» «Strangers in the Night»Strangers in the NightStrangers in the Night «It Was a Very Good Year» «It Was a Very Good Year»It Was a Very Good YearIt Was a Very Good Year «I've Got You Under My Skin» «I've Got You Under My Skin»I've Got You Under My SkinI've Got You Under My Skin «America The Beautiful» «America The Beautiful»America The BeautifulAmerica The Beautiful «Jingle Bells» «Jingle Bells»Jingle BellsJingle Bells «Chicago» «Chicago» «Fly Me To The Moon» «Fly Me To The Moon» «Let It Snow» «Let It Snow»Let It SnowLet It Snow «Something Stupid» «Something Stupid»Something StupidSomething Stupid «You make me feel so young» «You make me feel so young»You make me feel so youngYou make me feel so young «Moonlight In Vermont» «Moonlight In Vermont»Moonlight In VermontMoonlight In Vermont «My Way» «My Way» «My Kind Of Town» «My Kind Of Town»My Kind Of TownMy Kind Of Town «Moon river» «Moon river»Moon riverMoon river «Love and Marriage» «Love and Marriage»Love and MarriageLove and Marriage «Everybody loves somebody sometime» «Everybody loves somebody sometime»Everybody loves somebody sometimeEverybody loves somebody sometime «That's Life» «That's Life»That's LifeThat's Life
Становление и расцвет творчества Дж.Гершвина совпали с «веком джаза». Это искусство оказало основополагающее влияние на композитора, который стремился выразить в музыке дух своего времени, характерные черты жизни американского народа. Гершвин считал джаз народной музыкой. «Я слышу в нем музыкальный калейдоскоп Америки – наш огромный бурлящий котел, наш... национальный жизненный пульс, наши песни…» - писал композитор. Становление и расцвет творчества Дж.Гершвина совпали с «веком джаза». Это искусство оказало основополагающее влияние на композитора, который стремился выразить в музыке дух своего времени, характерные черты жизни американского народа. Гершвин считал джаз народной музыкой. «Я слышу в нем музыкальный калейдоскоп Америки – наш огромный бурлящий котел, наш... национальный жизненный пульс, наши песни…» - писал композитор. В 1924 г. состоялось исполнение одного из лучших сочинений композитора "Рапсодии в стиле блюз" для фортепиано и симфонического оркестра. Партию рояля исполнял автор. Новое произведение вызвало большой интерес американской музыкальной общественности. Так возник стиль музыки, получивший название симфоджаз. Симфоджаз (англ. sympho-jazz) стиль, сочетающий в себе элементы джаза и легкой симфонической музыки Симфоджаз. Дж.Гершвин
Джаз России Джаз-сцена зарождается в СССР в 20-е годы одновременно с её расцветом в США. Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Днем рождения отечественного джаза традиционно считается 1 октября 1922 года, когда состоялся первый концерт этого коллектива. Первым профессиональным джазовым составом, выступившим в радиоэфире и записавшим пластинку считается оркестр пианиста и композитора Александра Цфасмана (Москва). Ранние советские джаз-банды специализировались на исполнении модных танцев (фокстрот, чарльстон). Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха
Широкую популярность в 30-е, во многом благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актёра и певца Леонида Утёсова и трубача Я. Б. Скоморовского. Популярная кинокомедия с его участием «Весёлые Ребята» (1934) была посвящена истории джазового музыканта и имела соответствующий саундтрек (написанный Исааком Дунаевским). Утёсов и Скоморовский сформировали оригинальный стиль «теа-джаз» (театральный джаз), основанный на смеси музыки с театром, опереттой, большую роль в нём играли вокальные номера и элемент представления. Л. Утесов Известные исполнители Леонид Утесов
ЛИТЕРАТУРА