Компенсация педагогических и психологических рисков адаптационного периода в рамках профилактической работы
Адаптация это приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям
Адаптация процесс взаимодействия личности пятиклассника и образовательной среды основной школы
Психологические и педагогические риски раннее асоциальное поведение академическая неуспеваемость конфликтные отношения со сверстниками и педагогами
Этапы организации адаптационного периода Разработка мероприятий по адаптации. Принятие классными руководителями идеи адаптационного периода. Создание администрацией условий, обеспечивающих адаптационный период. Привлечение других специалистов.
Сопровождение процесса адаптации учащихся 5 классов наблюдение за учащимися на уроках и переменах; беседы с классными руководителями; семинары для классных руководителей; консультации родителей; проведение родительских собраний; психодиагностическое обследование учащихся; коррекционно-развивающая работа с учащимися.
Психодиагностика «Мотивы учебной деятельности» Лусканова «Уровень мотивации» К. Томас «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» Социометрическое исследование Анкета «В школе» Методика «Номинация» Анкета «Удовлетворенность учащихся обучением в ОУ»
Темы родительских собраний «Вредные привычки в детском возрасте» «Работа над ошибками» «Как помочь ребенку успешно учиться» «Как помочь ребенку адаптироваться в средней школе» «Как сохранить здоровье детей?» «Адаптация учащихся к условиям обучения в средней школе: проблемы и задачи»
Темы семинаров для педагогов «Вопросы адаптации учащихся к новым условиям обучения» «Факторы, влияющие на состояние здоровья и обучения детей и подростков. Школьные факторы риска» «Профилактика употребления психоактивных веществ среди учащихся общеобразовательных учреждений» «Технологии преодоления стрессов, возникающих у школьников»
Коррекционно-развивающая работа с учащимися Работа по программе «Я – это Я»; Работа по программе «Все цвета, кроме черного»; Ведение курса «Регулирование конфликтов» ( в рамках ОПД); Работа по программам ФБУ «Волна», «Экватор».
Профилактическая программа «Я – это Я»
Цель активизация внутренних резервов младших подростков, способствующая успешному освоению нового социального опыта в период адаптации в среднем звене школы и сохранению психологического здоровья.
Задачи Формировать у учащихся общее представление о психологических знаниях, об их роли и значении в жизни человека. Стимулировать стремление школьников к познанию самих себя, мотивации к саморазвитию, адекватному пониманию других людей. Формировать у учащихся положительный Я - образ, адекватную самооценку. Научить учащихся способам и приемам психологической саморегуляции. Развивать социальные и коммуникативные умения младших подростков, необходимые для эффективного взаимодействия в группе.
Блоки «Тайна моего Я» «Сотвори свой мир» «Я и Ты» «Мы начинаем меняться»