Т.В. Панченко кандидат педагогических наук, доцент Компетентностный подход в образовании
1. Компетентностная парадигма образования. 2. Этапы становления компетентностьнего подхода. 3. Профессиональная педагогическая компетентностьь (ППК) в структуре содержания педагогического образования. 3.1 Ключевая, базовая и специальная ППК. 3.2 Три блока содержания педагогического образования. 3.3 Этапы становления ППК. 3.4 Аспекты актуальных компетентностьей План
ЗУН – парадигма Система поддерживающего образования: -не обеспечивает подготовку к изменяющимся условиям; -недостаточно мобильна; -ориентирована на репродуктивную деятельность; -носитель знания - педагог Компетентностная парадигма Система опережающего образования: -большая социально- экономическая стабильность (соответствие запросам работодателя); - формирование информационной компетентностьи; -фундаментализация и доступность знаний 1. Парадигмы образования
Бакалавр и магистр должны обладать следующими характеристиками : - ярко выраженными личностными качествами (активностью, мобильностью, ответственностью, коммуникабельностью, умением работать в команде); - компетентностьью (быть способным решать профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности); - способностью к саморазвитию и непрерывному самообразованию. Запросы работодателя
Цели подготовки и ожидаемые результаты Моноуровневая система 1. Готовность выпускника осуществлять профессиональную деятельность в КОНКРЕТНОЙ области профессиональной деятельности и в КОНКРЕТНЫХ типах и видах ОУ Мнегоуровневая система 1. Способность личности решать образовательные и исследовательские задачи в РАЗНЫХ видах деятельности (в зависимости от направленности образовательной программы). 2. Способность к самообразованию
Этап, краткая характеристика Сфера исследований Содержание понятий 1 этап ( ) - Введение в научный аппарат категории «компетенция». - Разграничение понятий компетенция и компетентностьь Разные виды языковой и коммуникативной компетентностьи 2. Компетентностный подход в образовании
Компетенция проявляется ситуативно, существует как потенциал, достраиваясь до конкретнего содержания и проявления в конкретной ситуации. Компетентность позволяет решать целый класс задач, осознана и переносима, совершенствуется, интегрируясь с другими компетентностьями, в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней. Компетенция и компетентностьь – понятия интегрированные, но:
Этап, краткая характеристика Сфера исследований Содержание понятий 2 этап ( гг.) Разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/ компетентностьи». Теория и практика обучения языку и коммуникации, менеджмент. 5 элементов (видов) профессиональной педагогической компетентностьи (по Н.В. Кузьминой): - специальная и педагогическая; - методическая; -социально-психологическая; -дифференциально- психологическая; - аутопсихологическая
Этап, краткая характеристика Сфера исследований Содержание понятия 3 этап (90-е гг. ХХ в.) Компетентность как научная категория применяется в сфере образования В общем контексте психологии труда проф. компетентностьь становится предметом специальнего всестороннего рассмотрения. «Профессиональная компетентностьь учителя» включает (по А.К. Марковой): профессиональные психологические и педагогические знания; 2. профессиональные педагогические умения; 3. профессиональные позиции, установки; 4. личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями.
Этап, краткая характеристика Сфера исследований Содержание понятий 2001 г., «Стратегии модернизации содержания общего образования» - основные положения компетентность- него подхода в образовании - Образование. - Разграничение ключевых компетентностей по 5 сферам Профессиональная педагогическая компетентностьь (ППК) – интегральная характеристика, определяющая способность или умение решать проф. проблемы и типичные проф. задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и склонностей.
Компетентность в сфере познавательной деятельности (образовательные компетенции). Компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности. Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (анализ рынка труда, оценка собственных профессиональных возможностей, трудовая этика). Компетентность в бытовой сфере (аспекты собственнего здоровья, семейнего бытия). Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (выбор способов использования свободнего времени, обогащающих личность). Структура ключевых компетентностьей
Ценностно-смысловые (аксиологические). Учебно-познавательные (способы приобретения знаний). Информационные: –навыки использования технических устройств; –способность использования в своей деятельности компьютерной информационной технологии; –умение извлекать информацию из различных источников: как из печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и эффективно использовать; –знание особенностей информационных потоков в своей области Коммуникативные. Социально-трудовые. Компетенции личностнего самосовершенствования. Ключевые образовательные компетенции
Ключевую компетентностьь Базовую компетентностьь Специальную компетентностьь которые соотносятся со структурой содержания педагогического образования, включающего 3 блока: общекультурный, психолого-педагогический и предметный
Структура содержания педагогического образования 1. Общекультурный блок (25% учебнего времени) - Развитие мировоззрения будущего учителя - Профессиональное самоопределение - Овладение практической педагогикой Компоненты: - Методологический - Аксиологический - Историко-культурный - Социально-экономический - Естественнонаучный - Коммуникативный Содержание: - Система духовно-нравственных ценностей. - Фундаментальные знания и системы работы с информацией. - Исследовательские навыки, регулятивные умения. - Выбор модели поведения с учетом культуросообразности. - Саморазвитие и самообразование.
2. Психолого-педагогический блок (18 %) - Развитие педагогического самосознания и творческой индивидуальности. Компоненты: - теоретико- методологический, - ориентирующий, - деятельностный. Содержание: -Система знаний о механизмах взаимодействия людей, об индивидуально-психологических особенностях личности - Владение методами конструирования образовательнего процесса, умение проектировать и прогнозировать его ход. -Способность к конструктивному сотрудничеству, к установлению позитивных отношений, -Способность к рефлексии и саморегуляции, - Способность к самостоятельной адаптации в профессиональной деятельности.
3. Предметный (профессионально- предметный) блок (57 % учебнего времени) Освоение логики развертывания содержания конкретнего научнего знания. Компоненты: - общий (направление научных знаний), - интегрированный (междисциплинарные связи), - специальный (конкретная область научнего знания). Содержание: -Понимание узловых проблем своей науки и ее значения, -Понимание способов познания мира средствами преподаваемого предмета, возможностей современной науки. - Владение основами методологии науки и аппаратом исследования в предметной области, способами трансформации, передачи знаний и др.
Соотношение блоков содержания образования и видов профессиональной компетентностьи (ключевой, базовой и предметной): Общекультурный блок Психолого- педагогический блок Предметный блок Ключевая компетентностьь Базовая компетентностьь Специальная компетентностьь Отражает специфику конкретной сферы проф. деятельности Отражает специфику определенной проф. деятельности Проявляется в способности решать проф. задачи на основе использования информации, коммуникации, правовых основ поведения
Формирование профессиональных компетентностьей при освоении образовательной программы бакалавриата Ключевые компетентностьи Базовые компетентностьи Специальные компетентностьи Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины Общие математические и естественно математические дисциплины Общепрофессиональные дисциплины направления Дисциплины профильной подготовки
1 этап ориентирован на развитие ключевых компетентностьей в контексте будущей профессиональной деятельности. На 2 этапе – «погружение» в профессиональные задачи, освоение способов их решения, которые содействуют становлению базовой компетентностьи на основе ключевой. 3 этап становление специальной компетентностьи на основе развитой базовой. Этапы становления профессиональной компетентностьи
Каждая компетенция имеет: Три внутренних компонента: знаниевый, деятельностный ценностный Три уровня сформированности: 1. Пороговый (минимально необходимый уровень для всех выпускников вуза) 2. Продвинутый (превышающий пороговый) 3. Превосходный (максимальный уровень выраженности).
Критерии уровней сформированности компетенций - Масштаб распространения (выпускник; малая группа; большая группа; группа произвольной численности) - Сфера распространения (социально-бытовая; социально-бытовая и профессиональная; общественно-значимая, над профессиональная) - Глубина распространения (внешний уровень, распространение на отдельные элементы; структурный уровень, распространение на связи и отношения; внутренний уровень, распространение на всю систему) - Частота проявления соответствующего поведения (в отдельных случаях; в большинстве ситуаций; всегда, когда возникает необходимость) - Оперативность проявления (после предварительнего изучения технологии; после предварительнего изучения обстановки; безотлагательно (если это возможно) - Учет интересов других (понимание интересов других; учет интересов других; реализация потребностей и интересов других) - Эффективность (относительное достижение поставленных целей; достижение большинства поставленных целей; полное достижение поставленных целей) - Экологичность (поддержание гармоничнего равновесия окружающей среды: толерантной обстановки, комфортной обстановки; обстановки располагающей к деятельности (создание ситуаций успеха).
Мотивационный - готовность к проявлению компетентностьи Мотивационный - готовность к проявлению компетентностьи Когнитивный - знание содержания компетентностьи Когнитивный - знание содержания компетентностьи Поведенческий (опыт проявления в стандартных и нестандартных ситуациях) Поведенческий (опыт проявления в стандартных и нестандартных ситуациях) Эмоционально- волевой - регуляция процесса и результата Эмоционально- волевой - регуляция процесса и результата Ценностно-смысловой - отношение к содержанию компетентностьи и объекту приложения Аспекты актуальной компетентностьи
Позволяет эффективно ориентироваться в области обучения и воспитания и решать педагогические задачи. Определяет степень педагогического мастерства, проф. пригодности и успешности. Чем выше компетентностьь, тем более продуктивна деятельность при небольших затратах ресурсов ППК
Спасибо за внимание… Желаю вам успеха в учебе!