«Проектирование образовательной среды учреждения как основа становления детско-взрослой со-бытийной общности» Приказ ДО от , Приложение 5 Александр Владимирович Леонтович, к. психол. н.
Образовательная среда (А.В.Иванов) Культурная среда образовательного учреждения - пространство культурных процессов, связанных с культурными запросами субъектов среды (педагогов, учеников и их родителей), их индивидуальными проявлениями и особенностями Образовательная среда является средством развития культурной среды и включает все направления жизнедеятельности людей, связанные с образованием и самообразованием
Образовательная среда (В.И.Слободчиков) Два полюса – предметности культуры (в широком смысле) и внутренний мир, сущностные силы человека – в их взаимополагании в образовательном процессе как раз и задают границы содержания образовательной среды и ее состав
Характеристики среды Объективно образовательную среду можно характеризовать двумя показателями: насыщенностью (ресурсный потенциал) и ее структурированностью (способом организации)
Со-бытийная общность (В.И.Слободчиков) Объединение людей на основе общих ценностей и смыслов: нравственных, профессиональных, мировоззренческих, религиозных и т. п. Общность - прежде всего внутреннее духовное единство людей, характеризующееся взаимным приятием, взаимопониманием, внутренней расположенностью каждого друг другу
Компонент образовательной среды Формы организации образовательной работы Принципы и характер диагностики результата Функции в реализации концепции Методы освоения материала Принципы подбора участников образовательного процесса
Состав компонентов в Лицее 1553 (исследовательская деятельность) Урок-исследование Специализация (элективный курс, группа дополнительного образования) Экспедиция Конференция Индивидуальная работа по выполнению исследовательской темы
Состав компонентов в «Школе здоровья» Уроки физкультуры Интегративный курс «Здоровье» Модуль двигательной активности в рамках уроков Система физкультурно-спортивных секций по выбору Индивидуальное консультирование Психологические тренинги
Состав компонентов в языковой школе Уроки иностранного языка Выполнение творческих работ по истории и культуре страны изучаемого языка Конференции, конкурсы, игры на языке Поездки в страну изучаемого языка
Миссия школы Концептуальная модель школы Модель компонента образовательной среды Компонент 1Компонент 2Компонент 3 Примеры реализации Система управления Службы обеспечения
Материально-техническое (по тематике работы школы) Программно-методическое Кадровое Информационное Психологическое
Становление детско-взрослой со-бытийной общности Изменение позиций участников образовательного процесса Элементы нового содержания образования Личный контакт ученика и руководителя Новые формы организации образования
Этапы экспериментальной работы Выделить специфику учреждения (вид, кадровый состав, материально-техническую базу, социальный состав семей и др.) и определить характер образовательной среды, отвечающий задачам развития учреждения; Определить наиболее значимые компоненты образовательной среды, развитие которых будет определять решение задач эксперимента; Сформулировать тему экспериментальной деятельности учреждения, конкретизирующую и уточняющую общую тематику работы ГЭП; Сформулировать цели и задачи эксперимента;
Этапы экспериментальной работы Определить необходимое ресурсное обеспечение (главные службы обеспечения, их характер и направленность); Спланировать развитие компонентов в ходе эксперимента; Определить основные пути диагностики эффективности образовательной среды как главного средства определения результативности эксперимента и методы фиксации складывающихся образовательных общностей; Определить тип методического комплекта или практико- ориентированного продукта (это может быть – концепция, образовательная программа, методическая разработка, исследовательская работа и др.), для трансляции в другие учреждения.
Контрольные показатели работы учреждения Участие с содержательными выступлениями в IV Общероссийской конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» Участие учащихся в жанре «Исследовательская деятельность» фестиваля ЮТМ, Чтениях им. В.И.Вернадского; Участие в конференции ГЭП (март); Модель компонентов образовательной среды школы (сдается до 1 марта и представляется на конференции);
Контрольные показатели работы учреждения Организованные мероприятия для учащихся и педагогов других образовательных учреждений (в т. ч. Семинары в рамках ГЭП); Успешное участие учащихся в конференциях и конкурсах исследовательских работ городского, Всероссийского, международного уровней; Публикации педагогов в сборнике ГЭП (сдаются до 15 мая) и внешних изданиях.
Исследователь – человек, находящийся в процессе поиска ответов на вопросы, творческая личность. Периодичность: 4 раза в год. Подписные индексы: – полугодие, – на год. «Исследователь/Researcher» научно-методический журнал, адресованный учителям, завучам по научной работе, методистам, педагогам дополнительного образования, руководителям студенческих исследований. Издание посвящено практике и методике организации исследовательской работы учащихся в естественно-научных и гуманитарных областях.
Конкурс образовательных разработок, пособий, проектов и программ по обеспечению исследовательской деятельности учащихся На конкурс принимаются: образовательные программы различного вида (авторских, элективных курсов, предметов базисного учебного плана, дополнительного образования и т. д.); методические разработки и пособия по организации исследовательской деятельности учащихся в учебных заведениях различного типа; в полевых и лабораторных условиях; с детьми различных возрастов и т.д. дидактические и практические материалы, используемые при проведении исследовательских работ; учебные пособия и разработки для школьников по самостоятельной организации исследовательской деятельности; проекты и программы исследовательских мероприятий (конференций, экспедиций и др.) со школьниками.
Общероссийская конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» ноября 2009 года
Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского Прием работ до 15 января
Комплексная исследовательская экспедиция – (Республика Тува)
Международная исследовательская школа Moscow June,
Международные выставки EXPO SCIENCE INTERNATIONAL
Система других мероприятий Жанр «Исследовательская деятельность» фестиваля «Юные таланты Московии» Исследовательские конференции и конкурсы («Тропа открытий», «Поиск» и др.) Проектно-исследовательские игры (тематические, геокешинг и др.) Научно-методические семинары и конференции для педагогов Курсы повышения квалификации МИОО «Исследовательская деятельность в системе общего и дополнительного образования»