Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человеке.
План урока 1.Техника безопасности. 2.Правила работы на уроке. 3.Знакомство с аппаратом учебника. 4.Науки о человеке. 5.История развития анатомии.
НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ АНАТО МИЯ АНАТО МИЯ (с лат. anatome– рассече- ние) ФИЗИО ЛОГИЯ ФИЗИО ЛОГИЯ (с лат. fisis - природа ПСИХО ЛОГИЯ ПСИХО ЛОГИЯ (с греч. «психо»- душа ГИГИЕ НА ГИГИЕ НА (с греч. «гигиено с»- здоро- вый
Ф. Фелини «Из всех приключений, уготовленных нам жизнью, самое важное и интересное, отправиться внутрь самого себя, исследовать неведомую часть себя самого».
ИСТОРИЯ НАУКИ Ученый Годы жизни Основные идеи. Вклад в науку
ГЕРАКЛИТ (конец VI – начало V вв.) Организмы развиваются по законам природы. Мир непрерывно меняется
АРИСТОТЕЛЬ (384 – 322 до н. э.) Сравнение органов животных и человека. Ввел термины «организм», «аорта» душевная деятельность человека существует, пока живет тело.
ГИППОКРАТ (около 466 – около 377 до н. э.) Описание костей тела Описание органов по аналогии с животными сочинение по травматологии (о перевязках, лечении ран, переломах) Трактаты по гигиене (о здоровом образе жизни, о влиянии воды, воздуха и местности на здоровье) Отвергал божественное происхождение человека
КЛАВДИЙ ГАЛЕН ( н. э.) Проводил опыты на животных Испытывал действие лек. веществ Доказал, что при жизни у животных течет по артериям кровь (до этого считали, что воздух) Подробно изучил строение органов обезьяны и делал ошибочные выводы, что человек устроен сходным образом В течение 14 столетий его работы были основой мед. знаний в Европе и Ср. Востоке.
Абу-Али Ибн-Син (Авиценна) (980 – 1037 гг.) Изучал физиологию и анатомию Болезни вызываются невидимыми организмами «Канон врачебной науки» в течении 5 веков – важнейшее врачебное руководство
Леонардо да Винчи (1452 – 1519) На своих рисунках ВПЕРВЫЕ изображал различные органы Описал строение скелета человека Классифицировал мышцы
Рафаэль Санти ( ) Изучал, описывал и зарисовывал строение тела человека
Парацельс ( ) Каждой болезни присущ свой возбудитель. Применял простые лекарственные средства вместо сомнительных снадобий Рекомендовал естественные методы лечения: диету, минеральные воды, покой, свежий воздух
Андреас Везалий ( ) Основатель современной анатомии На лекциях производил рассечение трупов Выявил ошибки Галена Точно описал и и изобразил внутренние органы человеческого тела и скелет Описал клапаны сердца Впервые привел все знания в систему
Амбруаз Паре ( ) Основоположник современной хирургии Предложил метод перевязки крупных сосудов при операциях. Разработал методы лечения огнестрельных ран
Уильям Гарвей ( ) Основатель рождения и развития современной физиологии Открытие 2 кругов кровообращения Исследование физиологических функций при помощи экспериментальных методов
Луиджи Гальвани ( ) Выявил наличие электрических явлений в живых тканях Основоположник электрофизиологии
Эдуард Дженнер ( ) ВПЕРВЫЕ начал прививать от оспы
Уильям Мортон ( ) ВПЕРВЫЕ использовал для обезболивания и наркоза пары эфира в стоматологии
Луи Пастер ( ) Основоположник микробиологии Доказал, что болезни вызываются микробами Разработал методы предупредительных прививок против заразных болезней (сибирская язва, бешенство, краснуха)
Пауль Эрлих ( ) Изучал иммунитет Описал формы лейкоцитов у человека Основоположник противо- инфекционной химиотерапии
Карл Ландштайнер ( ) Открыл группы крови Обнаружил антигены Открыл резус-фактор
Александр Флемминг ( ) Открыл лизоцим Открыл пенициллин
Пирогов Николай Иванович ( ) Основоположник экспериментальной анатомии и военно-полевой хирургии Распиливание размороженных трупов (для точного определения расположения внутренних органов и тканей) Впервые применил эфирный наркоз, гипсовые повязки в полевых условиях и использовал спирт и йод против нагноения ран
Сеченов Иван Михайлович ( ) Основоположник русской физиологии Рефлексы головного мозга. Объяснения психической деятельности человека
Павлов Иван Петрович ( ) Выявил механизмы возникновения условных рефлексов Экспериментально подтвердил теорию Сеченова Физиология пищеварения
Мечников Илья Ильич ( ) Открыл фагоцитоз
Боткин Сергей Петрович ( ) Создал учение, согласно которому организм представляет собой единое целое, а ведущую роль в нем играет нервная система
Лесгафт Петр Францевич ( ) Основоположник научной системы физического воспитания и врачебно- педагогического контроля в физической культуре
Ухтомский Алексей Алексеевич ( ) Создал учение о доминанте
Бурденко Николай Нилович ( ) Основоположник нейрохирургии Разработал операции на спинном мозге
Человек как звено в ряду живых существ: А.) общность в проявлении основных биологических функций (рождается, умирает, питается, дышит, размножается); Б.) клеточное строение; В.) схожесть плана строения организма человека и млекопитающих животных
Специфические особенности человека: Прямо хождение Наиболее совершенное развитие мозга Способность к трудовой деятельности Создание социальной и техногенной среды, дающей возможность расширить пищевые и энергетические ресурсы Способность к устной и письменной речи, позволяющей наладить связь с членами общества, передавать знания и опыт предшествующих поколений Рефлексия и возможность контролировать собственное поведение.
АНАТОМИЯ - наука о внутреннем строении человека. МЕТОДЫ Вскрытие умерших людей Ренген Ультра- звук * латинский язык
ФИЗИОЛОГИЯ - наука о функциях человеческого организма и его органов. МЕТОДЫ Наблюдение за здоровыми и больными людьми Эксперименты на животных Лаборатор- ные методы Функцио- нальные пробы Использова- ние электроники
ПСИХОЛОГИЯ наука об общих закономерностях психических процессов и индивидуально-личностных свойствах человека. наука о душевной жизни людей. Наблю- дение Само- наблю- дение Экспе- римент Измере- ние МЕТОДЫ
ГИГИЕНА охране здоровья людей - Отрасль медицины, изучающая влияние природной среды, труда и быта на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здоровья людей. Изучение факторов природной среды: -ф-ф-ф-физические, -х-х-х-химические, -б-б-б-биологические Наблюде- ния: -ф-ф-ф-физиологиче- ские; -к-к-к-клинические Санитарное обследо- вание МЕТОДЫ
Домашнее задание: Введение, §1,§2. Творческое задание: презентация об ученом, мыслителе, враче.
1. Как изучают строение и функции человеческого организма? 2. Почему опыты над животными позволяют лучше понять функции организма человека? 3. Что такое психология? 4. Что такое здоровье? Как его сохранить? 5. Какие науки изучают: А) строение человека и его органов; Б) функции человеческого организма; В) душевную деятельность человека; Г) влияние природной среды, быта и труда на здоровье человека с целью охраны здоровья населения? Фронтальный опрос:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!