Различные подходы к подготовке старшеклассников к сдаче экзаменов освоение навыков, связанных с процедурой экзаменов (подготовка к процедуре экзамена); развитие познавательных процессов (знаниевый подход); овладение навыками психической саморегуляции (преодоление предэкзаменационного волнения); формирование чувства уверенности; подход, направленный на личностное развитие (экзамен – это одна из сложных жизненных ситуаций на жизненном пути старшеклассника)
проверка знаний + ситуация стресса и непредсказуемого результата
Что волнует учащихся выпускных классов? необходимость выбора дальнейшего жизненного пути; отсутствие гарантии реализации сделанного выбора; неопределенность условий «места» дальнейшего профессионального становления; необходимость смены привычных условий обучения; перспектива расставания с друзьями; получение низкой отметки на экзамене
Необходимо создать условия для того, чтобы подросток смог: осознать, от чего же зависит успешность в том или ином начинании; узнать о возможных стратегиях выбора; анализировать последствия своего выбора; выяснить сферу своей наибольшей успешности; способствовать повышению уверенности в своих силах, укреплению чувства собственного достоинства; научиться выявлять область, в которой требуется помощь от других людей и уметь просить о помощи; прояснить природу эмоций и научиться ими управлять, осознавая их «послания» и снимая излишнее напряжение. уяснить особенность проверки знаний на экзаменах;
Плановые мероприятия в работе психолога подбор необходимого диагностического материала и проведение тестов, обсуждение результатов в индивидуальной работе; обсуждение с родителями на родительском собрании особенностей ситуации, в которой находятся их дети, и приемов по оказанию эффективной помощи им; проведение цикла групповых занятий с подростками; индивидуальные консультации подростков и родителей по их запросам.
Структура занятий с подростками предлагаем использовать игровые оболочки ( с целью повышения мотивации и снижения боязни самораскрытия ) В структуру занятий включаются упражнения направленные на : самопознание ; создание ситуаций успешности ; овладение навыками саморегуляции ; осуществление осознанного выбора ; межличностное взаимодействие и взаимопомощь ; Основное внимание уделяется развитию рефлексивных способностей участников занятий
Игровая оболочка : ß должна вызывать интерес у учащихся и желание принять участие; ß иметь определенный сюжет и цель; ß предоставлять участникам возможности для осуществления и осознания выбора; ß предоставлять ведущему простор для различных вариаций; ß гармонично включать в себя упражнения, направленные на решение основных задач (саморегуляцию, уверенность и т.д.); ßдолжны быть четко простроены структура и логическое завершение.