Проектирование современного урока на основе технологической карты
Технологическая карта это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ.
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение; планируемые результаты; межпредметные связи и особенности организации пространства; этапы изучения темы; контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов. Структура технологической карты
Технологическая карта позволяет реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; формировать универсальные учебные действия; проектировать свою деятельность; реализовать межпредметные связи; выполнять диагностику достижения планируемых результатов.
Шаг 5 Шаг 2 Шаг 3 Шаг 7 Шаг 4 Шаг 8 Шаг 1 Шаг 6 § определить и сформулировать тему урока; § определить место темы в учебном курсе; § определить ведущие понятия, § обозначить часть учебного материала, которая будет использована. Определить сформулировать цель урока Спланировать учебный материал. подобрать учебные задания Продумать "изюминку" урока Сгруппировать отобранный учебный материал Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке Подготовить оборудование для урока Продумать задания на дом
Технологическая карта урока Урок __________ Тема ____________ Цель ____________ Задачи: Обучающие__________ Развивающие ________ Воспитывающие_______ Материально- техническое обеспечение __________
п/ п Название этапа Формы и виды деятельности Деятель- ность учителя Деятель- ность ученика УУД 1-2 мин Организа- ционный этап Беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания, доброе пожелание, высказывание и т.д. Мотивация уч-ся к учебной деятельности Проявление интереса к материалу изучения. Представ- ление собственно- го опыта, высказывание собственных мыслей. Умение поддержать разговор на интересную тему. Ориентировка в социуме, анализ и сопоставление личного опыта. Включение в учебный процесс.
5-6 мин Актуализа- ция опорных знаний Беседа, эвристическая беседа, наблюдение, слушание, чтение, постановка опыта, самостоятельная работа. Организует повторение знаний, закрепление умений Демонстрируют знаний, умения Предметные учебные действия 2-3 мин Целеполага- ние Беседа, учебная дискуссия, неопределенная задача, задание с недостающими данными Создает ситуацию познавательных противоречий Выделяет соподчиненность целей. Определяет их объем. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях, связанных с поиском ОСД и личного совершенствования. Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу.
мин Откры тие нового знания Частично- поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса, проблемной ситуации. Дидактическая игра. Коллективные формы работы (в парах, группах). Учебная дискуссия. Практическая работа. Составление алгоритма, пооперационного состава. Моделирование. Создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Организует работу в группе. Побуждает перестраивать условия проблемной задачи и находить главные определяющие принципы ее построения. Побуждает к анализу собственных действий. Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение. Анализ проблемной ситуации, поиск решения, выдвижение и проверка гипотез, вариантов и способов. Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно- познавательной мотивации. Коммуникативная. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.
4-5 мин Первичное закрепление Практическая работа. Самостоятель- ная работа. Коллективные формы работы (в парах, в группах). Контрольно- оценочные действия. Составление критериев и шкалы оценивания знаний Организует самостоятельную, практическую работу, организует работу в паре, группе Самостоятельно работает по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата. Умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность. Уверенность в своих силах, положительные отношения к себе. Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем.
4-5 мин Самостоя- тельная работа Дидактичная игра. Выполнение упражнений, поисковых, проблемных, творческих заданий. Работа с опорами – схемами, алгоритмом, моделями. Коллективно- распределенная деятельность (работа в парах, в группах). Самостоятельная работа. Практическая работа. Индивидуальная работа. Создает ситуацию в которой необходимо проследить зависимость между меняющимися условиями и соответствующими результатами действия. Организация ситуации выбора в соответствии с возможностями учащихся. Использует приобретенные знания в практической деятельности, решает творческие задачи. Ориентируется в информации. Самооценка. Выбор заданий соответствующего уровня. Умение ориентироваться в содержании предмета. Умение использовать информацию из разных источников, вычленять необходимую для решения учебной задачи. Освоение способов совместной деятельности. Формирование навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений.
4-5 мин Повторение Действие по обобщению: -анализ признаков объекта; -выделение главных признаков; -объединение словом или предложением; -оформление вывода о понятии, явлении, предмета через таблицу, схему, план. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно- распределенная деятельность. Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Предметная диагностика Выявление границ применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг Умение систематизировать, обобщать изученное, соединять части в целое. Высказывать суждения по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Правила и культура взаимодействия.
2-3 мин Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) Беседа Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения. Анализирует деятельность Рефлексия способности организовать творческую работу. Способность взаимодействия с другими объектами окружающего мира. Рефлексия мотивации, способов деятельности общения. Прогнозирование.
повышается уровень мотивации учащихся; появляется конструктивная коммуникация ученика и учителя; используются приобретенные знания и умения в интеллектуально-преобразовательной деятельности. Результаты использования технологических карт
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь» В. Ключевский
Успехов в работе!