Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.
Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения. Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Однако, элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намного сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой науке.
По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование ИКТ- технологий высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Однако, резервы ИКТ - компонента как средства формирования мотивов к учению у учащихся на уроках технологии используются не в полной мере. Из вышесказанного следует, что тема нашего исследования «Развитие мотивации к обучению с помощью ИКТ – технологий» актуальна.
развитие мотивации учащихся к обучению на уроках технологии затруднено из-за отсутствия методики использования ИКТ – технологий, а её разработка и внедрение в реальный учебный процесс позволит успешно решать эту задачу.
Объект исследования: процесс развития мотивации к учению у учащихся 5-8 классов на уроках технологии. Предмет исследования: ИКТ-технологии как средство развития мотивации учащихся на уроках технологии. Контингент исследования: учащиеся 5-8 классов МКОУ ООШ с Швариха Нолинского р-на Кировской обл.
мотивация учащихся к обучению технологии повысится, если на уроках будут использоваться ИКТ-технологии.
разработать методику развития мотивации учащихся средствами ИКТ-технологий и экспериментально проверить степень ее эффективности.
Проанализировать возможности использования ИКТ-технологий на уроке. Уточнить понятие «мотивация» учащихся; определить критерии развития мотивации учащихся в процессе использования на уроках ИКТ-технологий. Разработать и апробировать методический комплекс для развития мотивации на уроках с использованием ИКТ-технологий. Провести диагностику уровня формирования мотивации к учению у учащихся 5-8 классов на уроках технологии.
Теоретические: теоретический анализ литературы, обобщение; Практические: педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение, тестирование.
Внедрение ИКТ-технологий на уроках технологии для развития мотивации. Подбор и использование методик для проведения мониторинга сформированности мотивации у учащихся.
Методический комплекс для учителей технологии общеобразовательных школ по развитию мотивации на уроках с использованием ИКТ-технологий. Положительная динамика уровня сформированности мотивации у учащихся.
Новизна исследования состоит в разработке и апробации учебно-методического комплекса с использованием ИКТ-технологий, анализе динамики сформированности мотивации у учащихся. Практическая значимость: разработанный методический комплекс может быть использован в работе учителями общеобразовательной школы, педагогами дополнительного образования и студентами педагогических учебных заведений.