«Западноевропейское искусство конца XIX – начала XX века.»
Стилевые направления художественной культуры в Западной Европы XIX века
Париж, 1863 год, Дворец промышленности… Жюри знаменитого Салона отклоняет около 70% представленных работ. В разразившийся скандал вмешался Наполеон III, который милостиво разрешил представить полотна в другой части Дворца промышленности. Так 15 мая 1863 года была открыта выставка, получившая выразительное название «Салон Отверженных».
Эдуард Мане ( ) Публика привыкшая к академическому искусству на этой выставке пребывает в полном недоумении… Взрыв хохота вызывает «неприличная» картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве»
Олимпия «Он познакомил нас с Олимпией, девушкой наших дней, которую он встречает на тротуарах, кутающей свои худые плечи в холодную полинявшую шаль… Место господину Мане в Лувре уже обеспечено». На защиту картины встал писатель Эмиль Золя
Франция е годы 19 в. «Салон Отверженных» Камиль Писсарро Эдуард Мане Клод Оскар Моне Пьер Огюст Ренуар Эдгар Дега Альфред Сислей Вокруг Мане объединились немало талантливых художников, которые как и он не признавали официальное искусство и решили идти своим путём.
впечатление Так в конце 19 века во французском искусстве появилось новое направление- импрессионизм. С французского impression-впечатление… Клода Моне,на выставке отверженных художников 1874 году Своим названием он обязан картине Клода Моне, впервые представленной на выставке отверженных художников в 1874 году. «Впечатление. Восход солнца». Она называлась «Впечатление. Восход солнца». «Зарождение импрессионизма было радостно, как ранняя весна. Первые импрессионисты вышли на свет из темной комнаты и по-детски радовались свету, краскам». Максимилиан Волошин
Особенности живописного языка импрессионистов. Общие принципы Работа на пленэре Изобразить подвижность и изменчивость мира Восприятие цвета на расстоянии Живая подвижная композиция Чувственное восприятие, впечатление Техника пастели Сфера интересов – современность. Неважно, ЧТО изображено, важно – КАК.
Впервые художники – импрессионисты вышли из темных мастерских на пленэр (фр. plein air – вольный воздух). Альфред Сислей. Дорога на опушке леса. Камиль Писсарро. Весна в Эраньи. Клод Моне. Маки
Художников –импрессионистов объединяло субъективное переживание света, цвета, тени, отражений на поверхности предметов Клод Моне. Цветущий сад. Эдуард Мане. Сирень. Клод Моне. Руанский собор. Камиль Писсарро. Мороз. Камиль Писсарро. Бульвар Монмартр в Париже.
1. Подвижность и изменчивость мира становятся главной целью изображения. С помощью света и цвета художники пытались запечатлеть «мимолетные видения», поэтому они наносили краски на холст быстрыми мазками, заботясь только об общем впечатлении от увиденного. Клод Моне. Здание парламента в Лондоне.
Клод Моне. Парламент. Закат. Клод Моне. Парламент. Чайки. Река Темза. Подвижность и изменчивость
2. Передачи света и цвета. С их помощью можно передать изменчивость и быстротечность жизни. Художники учитывали законы восприятия цвета на расстоянии и никогда не смешивали краски на палитре. Использовалось сочетание цветов солнечного спектра. Альфред Сислей. Город Вильнев на берегу Сены. Клод Моне. Осень. Огюст Ренуар. Качели.
3. Техника пастели (фр. pastel – живопись цветными карандашами или красочным порошком) открывала огромные возможности в использовании цвета. Фактура пастели бархатиста, она способна передать вибрацию цвета, который кажется как бы светящимся изнутри. Эдгар Дега Голубые танцовщицы. Танцовщицы на поклонах. Танцовщицы в зале для занятий.
4. Пейзажи впечатления. Реалистическим пейзажам художники – импрессионисты предпочли пейзажи впечатления. Любящими, заинтересованными глазами они наблюдали за малейшими изменениями в состоянии природы, пытаясь запечатлеть ее «душу» Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар.
Берег Сены у Буживаля.Мост в Марэ ранним утром. Альфред Сислей Оперный проезд в Париже. Набережная Малаке в солнечную погоду. Камиль Писсарро.
Эдуард Мане. Музыка в саду Тюильри. Огюст Ренуар. Танец в Буживале. Эдуард Мане. Бар в Фоли Бержер. 5. Повседневная жизнь человека
Огюст Ренуар. «Ренуар превосходен в портретах. Он не только схватывает внешние черты, но и детально воссоздает их характер и внутренний мир». Теодор Дюре. Прогулка Портрет Жанны Самари. Дама с веером.
Говоря о творчестве импрессионистов, нельзя не отметить их поиски в области живописных композиций. Эти художники во многом обновили принципы их построений, отказавшись от академических требований неподвижности, симметрии, порядка и четкости. К.Моне. Тюльпаны Голландии К.Моне. Пруд в Монжероне К.Моне. Мост Ватерлоо. О.Ренуар. Лодки на Сене. К.Моне. Эртрет. Закат.Э.Мане. Скачки в Булонском лесу. Э.Мане. Весна.(Жанна) А.Сислей. Лужайки весной. А.Сислей. Регата.
Постимпрессионизм Цель – через изменчивую видимость природы передать ощущение ее постоянства. Максимально яркие художественные образы. Яркие краски. Творческий метод художников-импрессионистов был подхвачен и обновлён постимпрессионистами Поль Сезанн «Натюрморт с луком» Ван Гог «Дорога в Провансе» Поль Гоген «Таитянские пасторали»
Винсент Ван Гог. Подсолнухи Поль Гоген.Таитянские женщины. Жорж Сера. Цирк Франция. Терраса кафе ночью. Вид на Мартинику. Поль Сезанн. Дорога в Шантийи. Голландия.
Германия. Андерс Цорн. Волны Лапландии. Купание у скал.
Россия. Игорь Грабарь. Февральская лазурь. Константин Коровин. Бульвар Капуцинок.
Валентин Серов. Девочка с персиками Портрет Зинаиды Юсуповой
Задание на дом Гл.20, упр.4, стр.239 Портрет Жанны Самари
Винсент Ван Гог Аральские дамы Автопортрет постимпрессионизм
Поль Гоген постимпрессионизм
Поль Сезанн Натюрморт с драпировкой постимпрессионизм
Камиль Писсарро Сена и Мост Искусств импрессионизм
Пьер Ренуар Девушка с веером импрессионизм
Эдгар Дега импрессионизм
Клод Моне « Мост Ватерлоо» импрессионизм
Эдуард Мане «Перед зеркалом» импрессионизм