Главное требование к стандарту - не навредить! Прежде всего он должен учитывать и поддерживать разнообразие детства, способствовать развитию ребенка, учитывать его индивидуальность и сохранять уникальность детства.
Ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через «ворота детской игры».
Ключевые навыки: Интеллектуальное развитие Мотивация к обучению Креативность Самостоятельность Уверенность в себе Общие знания и навыки Инициативность 4
Стандарт, должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству.
Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее фзаимодействие ребёнка со фзрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка.
Раздел: условия реализации основных образоватьельных программ Инновационное: (п.III.4) в группе может проводиться оценка развития детей…педагогом совместно с педагогом- психологом в рамках психолого- педагогической диагностики (или мониторинга)..
Изменяется отношение и к мониторингу: ребенка должны ценить, а не оценивать. Должна быть особая диагностика, которая не отбирает детей, а задает зону ближайшего развития (Л. Выготский), используется, чтобы составить индивидуальные (парциальные) программы развития, в которой основная задача - сохранить маленьких «почемучек». Сохранить ребенка, как Почемучку - вот главная задача мониторинга и развития
Ключевая характеристика готовности к школе - это мотивационная готовность Современные дети живут в новом информационном пространстве. Они не хотят учиться! Чтобы решить эту проблему необходимо вводить новые методы обучения, например, проектирование. Нужны программы дополнительного образования.
Ключевая позиция разработанных стандартов – воспитатель должен не только обладать знаниями, но и уметь общаться с детьми, то есть выстраиваться в ключе субъект – субъектных отношений
МОГУТ ЛИ БЫТЬ ОТНОШЕНИЯ ВСЕГДА СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫМИ НЕТ!НЕТ! ВЗРОСЛЫЙ НЕ ДОЛЖЕН ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕБЁНКАВЗРОСЛЫЙ НЕ ДОЛЖЕН ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕБЁНКА ЗНАЧИТ, РЕБЁНОК В ДЕТСКОМ САДУ ОДНОВРЕМЕННО И ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАНИЯЗНАЧИТ, РЕБЁНОК В ДЕТСКОМ САДУ ОДНОВРЕМЕННО И ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ
МЫ УБЕЖДЕНЫ О сновной, доминирующей моделью должны стать субъект-субъектные отношения участников педагогического процесса, потому что:О сновной, доминирующей моделью должны стать субъект-субъектные отношения участников педагогического процесса, потому что: фзрослый и ребёнок равноправны;фзрослый и ребёнок равноправны; дошкольник усваивает учебный материал не в учебной, а в специфически детских видах деятельности. А деятельность, которой руководит фзрослый, будет разновидностью учебной дошкольник усваивает учебный материал не в учебной, а в специфически детских видах деятельности. А деятельность, которой руководит фзрослый, будет разновидностью учебной
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПАРАДИГМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРАДИЦИОННАЯ(ФОРМИРУЮЩАЯ)РАЗВИВАЮЩАЯ(ГУМАНИСТИЧЕСКА) ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ Система ценностей конкретного общества Общечеловеческие ценности ЦЕЛИ, ДОМИНИРУЮЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Формирование знаний, умений. навыков. Обучение. Развитие личности. Не всякое обучение ведет за собой развитие.
ОРИЕНТАЦИЯ, ПОЗИЦИЯ УЧАСТНИКОВ На среднего ребёнка. Субъект-объектное фзаимодействие На индивидуальные особенности каждого. Субъект-субъектное фз. АКТИВНОСТЬ, ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Взрослый более активен, чем ребёнок. Учебная деятельность. Активны и фзрослый, и ребёнок. Игровая деятельность. ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ УЧАСТИЯ, МОТИВЫ Обязательно для всех. Авторитет фзрослого. Желательно, но не обязательно. Интерес ребёнка.
ПОВЕДЕНИЕ ВЗРОСЛОГО И РЕБЁНКА Императивное. Дисциплинированность, исполнительность. Демократическое. Субъектность, творчество. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, СРЕДСТВА Дифференциация Методика (частная) Интеграция Технология, допускающая творчество ОПОРНАЯ ЗОНА Актуального развития. Ближайшего развития.
ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ МЕТОДЫ, ХАРАКТЕР ОБРАЗВАНИЯ Словесные, объясни- тельные, репродуктив. Многократное повтор., следование образцу. Проблемно-поисковые. Естественное усвоение, развитие мотивов, целеполагания деят. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ОРГАНИЗ. Учебное занятие традиционной структуры. Фронтальные. Игры, беседы, наблюдения, чтение, решение проблемных ситуаций как самость.д. Подгрупповые.
РЕГЛАМЕНТИРОВАННОСТЬ Очень высокая. Всё по времени, по плану, по конспекту. Взрослый «над» детьми. Низкая. Поощряются отступления от консп., если это оправдано создавшей-ся ситуацией. Взрослый «вместе» с детьми. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА Пооперационный. Оценка каждого выполненного задания. Отставленный во времени. По окончании образовать периода.
Академическая модель. Подготовка к школе с акцентом на академическую составляющую методологии и программ (популярна в Англо- Саксонский мире и во Франции) Личностно-ориентированная модель. В центре образоватьельного процесса – личность ребёнка (используется в Северной и Центральной Европе) Смешанная модель, в которой комбинируются оба подхода, не всегда удачно воплощается на практике. Иногда она даёт более низкие результаты, чем академическая или личностно-ориентированная модель в чистом виде 19
Личностно-ориентированная модель основана на требованиях к воспитательной и образоватьельной среде детских садов, обеспечивающей достижение результата Академическая модель основана на требованиях к результатам, которых достигают дети 20
Академическая модель Личностно- ориентированная модель Интеллектуальное развитие Мотивация к обучению Грамотность, счет Креативность Самостоятельность Предметные знания Уверенность в себе Общие знания и навыки Инициативность Краткосрочные результаты Долгосрочные результаты 21
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Е.Е. Кравцова (Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ)
Взрослый тянет ребенка за уши
В результате уши вытянулись, а ребенок остался прежним
Детоцентрированная система дошкольного образования Эмоции Воля Воображение