Мусоргский Модест Петрович «Картинки с выставки» Ученица 5-го класса Детской музыкальной школы 2 Мария Хлонина г. Нижний Новгород 2011 год
Прогулка
1 Гном Угловатая мелодия, резкие скачки и ритмические перебои рисуют ужимки и гримасы, весь неуклюжий облик гнома. Вместе с тем временами слышны интонации жалобы, стона, которые приоткрывают затаенное горе сказочного человечка. В мелодии появляется душевная теплота.
2 Старый замок Это поэтическая картина средневекового замка и поющего перед ним трубадура. Мелодия льется неизбывным потоком, печальная и задумчивая, как бы повествуя о давно минувшем. Мелодический рисунок ни разу не повторяется дословно. Каждая фраза является новым, свободным вариантом основной поповки.
3 Тюильри Это сценка, которая изображает игру и ссору детей в одном из городских парков Парижа. Оживленное движение, скерцозный характер музыки образует красочный контраст к предшествующим номерам.
4 Быдло Изображение польской телеги на огромных колесах, запряженной волами, дало Мусоргскому повод к созданию зарисовки из крестьянской жизни. В то время как массивные аккорды левой руки дают представление о медленном, неуклюжем движении повозки, в мелодии звучит песня погонщика, перемежаемая резкими криками-понуканием волов.
5 Балет невылупившихся птенцов Рисунок Гартмана представлял собой эскиз балетных костюмов в виде яичных скорлупок. Мусоргский написал легкое, грациозное маленькое скерцо полуфантастического, полу шуточного характера. Особую воздушность придают музыке форшлаги, трели и полное отсутствие звуков низкого регистра.
6 Два еврея, богатый и бедный Искусство музыкального портрета и музыкального диалога получило в этой сцене еще никогда не виданное в инструментальной музыке воплощение. Речь богатого еврея звучит важно, самоуверенно. Он как бы заранее отвергает всякую возможность просьбы. Речь бедного еврея основана на жалобных, суетливых интонациях мольбы, горестного причитания.
7 Лимож. Рынок Музыка изображает безостановочную болтовню лиможских кумушек, обменивающихся последними сплетнями. Это самый веселый и жизнерадостный эпизод в сюите.
8 Катакомбы. Римская гробница Ряд застывших в неподвижности аккордов вызывает представление об образах мрачного подземелья, смерти. Мусоргский обрисовал состояние человека, тщетно силящегося проникнуть в зловещую тайну смерти. В этой музыке сказалось еще не успевшее остыть острое чувство боли, вызванное в душе композитора внезапной смертью Гартмана. «С мертвыми на мертвом языке» является непосредственным продолжением «Катакомб». Здесь чувства скорби об умершем, выражены еще более сильно.
9 Избушка на курьих ножках Проект бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках послужил поводом к созданию одной из блестящих частей сюиты, изображающей стремительный полет Бабы-Яги в ступе. В музыке чувствуются силу, размах, чисто народный, сочный юмор.
10 Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве Финал открывается мощной аккордовой темой, здесь воспевается великая богатырская сила русского народа. Первая тема близка к «Прогулке», в ней слышны простые ясные гармонии. Вторая тема вносит яркий штрих в характеристику древнего Киева, здесь воспроизведено звучание четырехголосного молитвенного хора. Обе темы изменяются, приобретая, с каждым разом, все более торжественный характер.