Урок 7 Тема: Что такое система. Валяев А.В. Учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ 13 §5§5
Основные понятия системологии
Системология – наука о системах. Объект «простой объект» один кирпич детали автомобиля отдельно «сложный объект» здание из кирпичей автомобиль в целом Система – это сложный объект, состоящий из взаимосвязанных частей (элементов) и существующий как единое целое. Всякая система имеет определенное назначение (функцию, цель) Примеры: куча кирпичей – не система (в ней нет единства, нет целесообразности). Кирпичный дом – система (кирпичи взаимосвязаны и цель – в нём можно жить)
Примеры:
Структура системы – это совокупность связей между элементами системы (или внутренняя организация системы. ВЫВОД Всякая система обладает определенным элементным составом и структурой. Свойства системы зависят и от того и от другого. Даже при одинаковом составе, системы с разной структурой обладают разными свойствами, могут иметь разное назначение.
Примеры зависимости свойств различных систем от их структуры: - различные кирпичные здания разного назначения (магазин, гараж,жилое здание и т.д.) -детские конструкторы (различные изделия и з типового набора деталей. Молекулярная структура алмаза Молекулярная структура графита
Если некоторые элементы объединить в систему. То она будет обладать новыми качествами, которыми не обладали ее составные части. Системный эффект Системный эффект – появление новых функций или свойств у системы, которыми не обладает ни один из элементов, из которых состоит система.
Систему, входящую в состав какой-либо другой системы, более крупной, называют подсистемой. Любой реальный объект бесконечно сложен.
О системах в науке и системном подходе Задача каждой науки – найти системные закономерности в тех объектах и процессах, которые она изучает. Николай Коперник в XVI веке описал устройство солнечной системы.
Шведский ученый в XVIII веке Карл Линней написал книгу под названием «Система природы» (классификация растений и животных).
Владимир Вернадский в 20-годах XX века создал учение о биосфере (биосфера – система, включающая в себя весь растительный и животный мир Земли, человечество, а также среду их обитания)
Вывод: если человек хочет быть хорошим специалистом в своем деле, он обязательно должен обладать системный мышлением, к любой работе проявлять системный подход. Сущность системного подхода состоит в следующем: учет системных связей всякого объекта изучения или воздействия: данный объект является подсистемой других систем.
ПРИМЕРЫ системного подхода Пример 1 системного подхода. Человеческий организм –сложная система. При лечении какого-то органа нельзя забывать о взаимосвязи этого органа со всем организмом. Пример 2. Экологическая система. Нарушение экологического равновесия может привести к катастрофе (Аральское море).
Основы системологии Система - это сложный объект, состоящий из взаимосвязанных частей - элементов и существующий как единое целое. Всяка система имеет определённое назначение (функцию, цель) Состав системы Структура системы элемент подсистема связи Порядок связей Системный эффект: всякая система приобретает новые качества, не присущие её составным частям Основные свойства системы Целесообразность - функция, назначение системы Целостность: нарушение элементного состава или структуры ведёт к полной или частичной утрате целесообразности системы Системный подход – основа научной методологии: необходимость учёта всех существенных системных связей объекта изучения или воздействия Система основных понятий
Вопросы и задания Что такое система? Приведите примеры. Что такое структура? Приведите примеры. Приведите примеры систем, имеющих одинаковый состав (одинаковые элементы), но разную структуру. В чём суть системного эффекта? Приведите примеры. Что такое подсистема? В чём состоит цель всякой науки с системной точки зрения? Какие системные открытия в науке сделали Н. Коперник, К. Линней, В.И. Вернадский? Назовите имена других учёных и их открытия, имеющих системный характер. Что такое системный подход? Приведите примеры ситуаций, когда отсутствие системного подхода ведёт к катастрофическим последствиям. Выделите подсистемы в следующих объектах, рассматриваемых в качестве систем: автомобиль; компьютер; школа; государство.
Домашнее задание §5
Источники: И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер учебник Информатика и ИКТ кл, Презентация Барановой М.Н. учителя МОУ СОШ2 г. Вяземского