Особенности построения образовательного процесса в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Перечень проектов примерных общеобразовательных программ дошкольного образования, размещенных на сайте ФГАУ « ФИРО » (www/firo.ru) Проект примерной общеобразовательной программы дошкольного образования « Мозаика » Белькович В. Ю., Гребѐнкина Н. В., Кильдышева И. А. Проект примерной общеобразовательной программы дошкольного образования « Основы физического воспитания в дошкольном детстве » Винер - Усманова И. А., Горбулина Н. М., Цыганкова О. Д. Проект примерной общеобразовательной программы дошкольного образования « Детский сад дом радости » Крылова Н. М. Проект примерной адаптированной программы коррекционно - развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи ( общим недоразвитием речи ) с 3 до 7 лет Нищева Н. В. Проект примерной общеобразовательной программы дошкольного образования « Детство » Под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе. Проект примерной общеобразовательной программы дошкольного образования « От рождения до школы » Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования « Тропинки » Под редакцией В. Т. Кудрявцева. Проект примерной общеобразовательной программы дошкольного образования « На крыльях детства » Под редакцией Н. В. Микляевой. Проект примерной общеобразовательной программы дошкольного образования « Первоцветы » Под редакцией Н. В. Микляевой. Проект примерной общеобразовательной программы дошкольного образования « Истоки » Под редакцией Л. А. Парамоновой. Проект примерной общеобразовательной программы дошкольного образования « Радуга » Под редакцией Е. В. Соловьѐвой. Проект примерной общеобразовательной программы дошкольного образования « Успех » Под редакцией Н. В. Фединой. Проект примерной общеобразовательной программы дошкольного образования « Детский сад по системе Монтессори » Хилтунен Е. А., Борисова О. Ф., Михайлова В. В. Проект примерной образовательной программы дошкольного образования « ОткрытиЯ » Юдина Е. Г., Виноградова Л. С., Карунова Л. А., Мальцева Н. В., Бодрова, Е. В., Славин С. С. Проект примерной образовательной программы дошкольного образования « Миры детства » Веннецкая О. Е., Доронов С. Г., Доронова Т. Н., Ремезова Л. А., Рунова М. А., Тарасова Н. В., Хайлова Е. Г., Якобсон С. Г. Проект примерной образовательной программы дошкольного образования « Вдохновение » Коллектив авторов : Загвоздкин В. К., Кириллов И. Л., Свирская Л. В., Буренина А. И., Тютюнникова Т. Э., Матвеева Е. И., Безруких М. М. и др. Проект примерной образовательной программы дошкольного образования « Березка » Трубицина C., Вылегжанина О. и др.
Приказ Министерства образования Тульской области от г. 601 « Об организации работы по обеспечению введения ФГОС ДО в образовательных организациях ( учреждениях ) Тульской области Проведение мониторинга реализации ФГОС в пилотных дошкольных образовательных учреждений Тульской области – г. Подготовка предложений в приказ Министерства образования Тульской области о результатах работы пилотных дошкольных образовательных учреждений Тульской области – до г. Организация публичной отчётности пилотных дошкольных образовательных учреждений о ходе и результатах введения ФГОС ДО – до г. Подготовка приказа Министерства образования Тульской области о введении в Тульской области ФГОС ДО с г.
Приказ Министерства образования Тульской области от г. 601 « Об организации работы по обеспечению введения ФГОС ДО в образовательных организациях ( учреждениях ) Тульской области Критерии готовности образовательных организаций к введению ФГОС ДО : Разработана и утверждена ООП ДО. Нормативная база ДОУ приведена в соответствии с ФГОС ДО ( цели образовательного процесса, финансирование, материально - техническое обеспечение и т. д.). Приведены в соответствие с ФГОС ДО и новыми тарифно - квалификационными характеристиками должностные инструкции работников ДОУ. Определён список реализуемых программ и методических пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО.
Приказ Министерства образования Тульской области от г. 601 « Об организации работы по обеспечению введения ФГОС ДО в образовательных организациях ( учреждениях ) Тульской области Критерии готовности образовательных организаций к введению ФГОС ДО : Разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников ДОУ, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с пед. работниками. Определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, в том числе модель сетевого взаимодействия с учреждениями общего, дополнительного образования, культуры.
Приказ Министерства образования Тульской области от г. 601 « Об организации работы по обеспечению введения ФГОС ДО в образовательных организациях ( учреждениях ) Тульской области Критерии готовности образовательных организаций к введению ФГОС ДО : Разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ДО. Осуществлено повышение квалификации всех воспитателей ДОУ. Обеспечены кадровые, финансовые, материально - технические и иные условия реализации ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО.
« Дошкольное детство - важный этап развития ребёнка, его надо прожить в полной мере. К первому классу малышам не обязательно знать буквы или уметь читать. Но обязательно научиться фиксировать внимание, правильно говорить, сформировать нравственные критерии » Владимир Собкин, директор Института социологии образования
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение ( амплификация ) детского развития ; индивидуализация дошкольного образования ); содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником ( субъектом ) образовательных отношений ; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности ; сотрудничество с семьёй ; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства ; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности ; возрастная адекватность дошкольного образования ( соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития ); учёт этнокультурной ситуации развития детей.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО и с учётом Примерных образовательных программ.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Программа состоит из: обязательной части (объём обязательной части не менее 60 % от общего объёма Программы), части, формируемой участниками образовательных отношений (объём – не более 40 %)
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Программа включает : 1. Целевой раздел : а ) пояснительная записка, б ) планируемые результаты.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2. Содержательный раздел : а ) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития, представленными в 5 образовательных областях, б ) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы, в ) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей ( в случае, если эта работа предусмотрена Программой ).
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 3. Организационный раздел : а ) описание материально - технического обеспечения Программы, б ) обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, в ) распорядок и / или режим дня, г ) особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, д ) особенности организации развивающей предметно - пространственной среды.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Часть, формируемая участниками образовательных отношений может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участников образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации работы.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Дополнительный раздел программы: Краткая презентация (ориентирована на родителей и доступна для ознакомления) В ней должно быть указаны: 1. возрастные и иные категории детей, на которые ориентирована Программа (в том числе дети с ОВЗ), 2. используемые примерные программы, 3. характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей
ФГОС ДО базируется на следующих подходах к развитию ребёнка : культурно - историческом ( Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.); деятельностном ( А. Н. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); личностном ( Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.)
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области ( п. 2.6): социально - коммуникативное развитие ; познавательное развитие ; речевое развитие ; художественно - эстетическое развитие ; физическое развитие
Основные виды детской деятельности : Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности ( п. 2.7) Основные виды детской деятельности : Младенческий возраст (2 месяца – 1 год): непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами, познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен, восприятие стихов, двигательная активность, тактильно-двигательные игры.
Основные виды детской деятельности : Основные виды детской деятельности : Ранний возраст (1 год – 3 года): предметная деятельность, игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым, совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание, действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, савок, лопатка и пр.) восприятие смысла музыки, восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.
Основные виды детской деятельности : Основные виды детской деятельности : Дошкольный возраст (3 года – 8 лет): игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание, элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование (конструктор, модули, бумага, природный и иной материал), изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная, двигательная.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в организации
Общий объем обязательной части Программы, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на : Непосредственно образовательную деятельность; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
« Самостоятельная деятельность детей » свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно- развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально
Совместная деятельность взрослых и детей включает: непосредственно образовательную деятельность (или образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности ); образовательная деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов «Организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространятся как на проведение режимных моментов (это понималось и делалось ранее), так и на всю непосредственную образовательную деятельность» (О.Скороролупова,Н.Федина).
Характеристика совместной деятельности взрослого и детей ( Тезисы организации партнёрской деятельности взрослого и детей Н. А. Короткова ) 1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. 2. Добровольное присоединение детей к деятельности ( без психического и дисциплинарного принуждения.) 3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности ( при соответствующей организации рабочего пространства.) 4. Открытый временной конец ( каждый работает в своем темпе.)
Требования к условиям реализации Программы Требования к кадровым условиям реализации Программы Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п настоящего Стандарта.
Требования к психолого - педагогическим условиям реализации программы Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают : 1) обеспечение эмоционального благополучия через : непосредственное общение с каждым ребенком ; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям ;
Требования к психолого - педагогическим условиям реализации программы Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают : 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через : создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности ; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей ; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности ( игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
Требования к психолого - педагогическим условиям реализации программы Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают : 3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях : создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально - культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные ( в том числе ограниченные ) возможности здоровья ; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками ; развитие умения детей работать в группе сверстников
Требования к психолого - педагогическим условиям реализации программы 4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности ( далее - зона ближайшего развития каждого ребенка ), через : создание условий для овладения культурными средствами деятельности ; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно - эстетического развития детей ; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства ; оценку индивидуального развития детей ;
Требования к психолого - педагогическим условиям реализации программы Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают : 5) взаимодействие с родителями ( законными представителями ) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации Программы ( п ) При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. В форме педагогической диагностики ( оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования ) (проводит педагог). Результаты диагностики используются для решения следующих задач: а) индивидуализации образования (построение образовательной траектории развития каждого ребёнка или профессиональной коррекции особенностей его развития). б) оптимизации работы с группой детей.
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации Программы При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. При необходимости проводится психологическая диагностика (проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи)). Участие ребёнка в психологической диагностики допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!! Гайдукова Светлана Алексеевна, старший преподаватель кафедры психолого - педагогического сопровождения стандартизации образования и частных методик ГОУ ДПО ТО « ИПК и ППРО ТО », тел. 8(4872) , Адрес ГОУ ДПО ТО « ИПК и ППРО ТО »: , г. Тула, ул. Ленина, д. 22. Телефон / факс : 8(4872) , сайт : ипк - тула. рф ипк - тула. рф