Особенности построения образовательного процесса в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности построения образовательного процесса в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Advertisements

«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
Проектирование ООП ДО в контексте с ФГОС ДО Проектирование ООП ДО в контексте с ФГОС ДО Л. В. Сотникова, методист МБОУ «ИМЦ»
РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИРИЛЛОВ.
ВВЕДЕНИЕ ФГОС ДО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФГОС ДО Кириллов Иван Львович, зам. директора по.
Образовательный стандарт: - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования.
Семинар провела: Селина Т.М., руководитель Центра научно-методического сопровождениям муниципальных ОУ, к.п.н.
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного.
ФГОС ДО – поддержка детской инициативы
ФГОС ДО утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. No1155 Основан на ФЗ No273 от г «Об образовании в Российской.
Образовательная программа МБДОУ Широкинскийдетский сад разработана в соответствии: 1. Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» от
ЧАСТЬ 3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДО В ПРАВОВОМ АСПЕКТЕ. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2012 Г. N 273-ФЗ Статья 2. Основные понятия, используемые.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО САДА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ III ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ.
Презентация основной образовательной программы дошкольной разновозрастной группы МОУ Козская СОШ.
Презентация программы Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
Транксрипт:

Особенности построения образовательного процесса в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Перечень проектов примерных общеобразовательных программ дошкольного образования, размещенных на сайте ФГАУ « ФИРО » (www/firo.ru) Проект примерной общеобразовательной программы дошкольного образования « Мозаика » Белькович В. Ю., Гребѐнкина Н. В., Кильдышева И. А. Проект примерной общеобразовательной программы дошкольного образования « Основы физического воспитания в дошкольном детстве » Винер - Усманова И. А., Горбулина Н. М., Цыганкова О. Д. Проект примерной общеобразовательной программы дошкольного образования « Детский сад дом радости » Крылова Н. М. Проект примерной адаптированной программы коррекционно - развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи ( общим недоразвитием речи ) с 3 до 7 лет Нищева Н. В. Проект примерной общеобразовательной программы дошкольного образования « Детство » Под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе. Проект примерной общеобразовательной программы дошкольного образования « От рождения до школы » Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования « Тропинки » Под редакцией В. Т. Кудрявцева. Проект примерной общеобразовательной программы дошкольного образования « На крыльях детства » Под редакцией Н. В. Микляевой. Проект примерной общеобразовательной программы дошкольного образования « Первоцветы » Под редакцией Н. В. Микляевой. Проект примерной общеобразовательной программы дошкольного образования « Истоки » Под редакцией Л. А. Парамоновой. Проект примерной общеобразовательной программы дошкольного образования « Радуга » Под редакцией Е. В. Соловьѐвой. Проект примерной общеобразовательной программы дошкольного образования « Успех » Под редакцией Н. В. Фединой. Проект примерной общеобразовательной программы дошкольного образования « Детский сад по системе Монтессори » Хилтунен Е. А., Борисова О. Ф., Михайлова В. В. Проект примерной образовательной программы дошкольного образования « ОткрытиЯ » Юдина Е. Г., Виноградова Л. С., Карунова Л. А., Мальцева Н. В., Бодрова, Е. В., Славин С. С. Проект примерной образовательной программы дошкольного образования « Миры детства » Веннецкая О. Е., Доронов С. Г., Доронова Т. Н., Ремезова Л. А., Рунова М. А., Тарасова Н. В., Хайлова Е. Г., Якобсон С. Г. Проект примерной образовательной программы дошкольного образования « Вдохновение » Коллектив авторов : Загвоздкин В. К., Кириллов И. Л., Свирская Л. В., Буренина А. И., Тютюнникова Т. Э., Матвеева Е. И., Безруких М. М. и др. Проект примерной образовательной программы дошкольного образования « Березка » Трубицина C., Вылегжанина О. и др.

Приказ Министерства образования Тульской области от г. 601 « Об организации работы по обеспечению введения ФГОС ДО в образовательных организациях ( учреждениях ) Тульской области Проведение мониторинга реализации ФГОС в пилотных дошкольных образовательных учреждений Тульской области – г. Подготовка предложений в приказ Министерства образования Тульской области о результатах работы пилотных дошкольных образовательных учреждений Тульской области – до г. Организация публичной отчётности пилотных дошкольных образовательных учреждений о ходе и результатах введения ФГОС ДО – до г. Подготовка приказа Министерства образования Тульской области о введении в Тульской области ФГОС ДО с г.

Приказ Министерства образования Тульской области от г. 601 « Об организации работы по обеспечению введения ФГОС ДО в образовательных организациях ( учреждениях ) Тульской области Критерии готовности образовательных организаций к введению ФГОС ДО : Разработана и утверждена ООП ДО. Нормативная база ДОУ приведена в соответствии с ФГОС ДО ( цели образовательного процесса, финансирование, материально - техническое обеспечение и т. д.). Приведены в соответствие с ФГОС ДО и новыми тарифно - квалификационными характеристиками должностные инструкции работников ДОУ. Определён список реализуемых программ и методических пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО.

Приказ Министерства образования Тульской области от г. 601 « Об организации работы по обеспечению введения ФГОС ДО в образовательных организациях ( учреждениях ) Тульской области Критерии готовности образовательных организаций к введению ФГОС ДО : Разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников ДОУ, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с пед. работниками. Определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, в том числе модель сетевого взаимодействия с учреждениями общего, дополнительного образования, культуры.

Приказ Министерства образования Тульской области от г. 601 « Об организации работы по обеспечению введения ФГОС ДО в образовательных организациях ( учреждениях ) Тульской области Критерии готовности образовательных организаций к введению ФГОС ДО : Разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ДО. Осуществлено повышение квалификации всех воспитателей ДОУ. Обеспечены кадровые, финансовые, материально - технические и иные условия реализации ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО.

« Дошкольное детство - важный этап развития ребёнка, его надо прожить в полной мере. К первому классу малышам не обязательно знать буквы или уметь читать. Но обязательно научиться фиксировать внимание, правильно говорить, сформировать нравственные критерии » Владимир Собкин, директор Института социологии образования

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение ( амплификация ) детского развития ; индивидуализация дошкольного образования ); содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником ( субъектом ) образовательных отношений ; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности ; сотрудничество с семьёй ; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства ; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности ; возрастная адекватность дошкольного образования ( соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития ); учёт этнокультурной ситуации развития детей.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО и с учётом Примерных образовательных программ.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Программа состоит из: обязательной части (объём обязательной части не менее 60 % от общего объёма Программы), части, формируемой участниками образовательных отношений (объём – не более 40 %)

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Программа включает : 1. Целевой раздел : а ) пояснительная записка, б ) планируемые результаты.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2. Содержательный раздел : а ) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития, представленными в 5 образовательных областях, б ) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы, в ) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей ( в случае, если эта работа предусмотрена Программой ).

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 3. Организационный раздел : а ) описание материально - технического обеспечения Программы, б ) обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, в ) распорядок и / или режим дня, г ) особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, д ) особенности организации развивающей предметно - пространственной среды.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Часть, формируемая участниками образовательных отношений может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участников образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации работы.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Дополнительный раздел программы: Краткая презентация (ориентирована на родителей и доступна для ознакомления) В ней должно быть указаны: 1. возрастные и иные категории детей, на которые ориентирована Программа (в том числе дети с ОВЗ), 2. используемые примерные программы, 3. характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей

ФГОС ДО базируется на следующих подходах к развитию ребёнка : культурно - историческом ( Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.); деятельностном ( А. Н. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); личностном ( Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.)

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области ( п. 2.6): социально - коммуникативное развитие ; познавательное развитие ; речевое развитие ; художественно - эстетическое развитие ; физическое развитие

Основные виды детской деятельности : Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности ( п. 2.7) Основные виды детской деятельности : Младенческий возраст (2 месяца – 1 год): непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами, познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен, восприятие стихов, двигательная активность, тактильно-двигательные игры.

Основные виды детской деятельности : Основные виды детской деятельности : Ранний возраст (1 год – 3 года): предметная деятельность, игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым, совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание, действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, савок, лопатка и пр.) восприятие смысла музыки, восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

Основные виды детской деятельности : Основные виды детской деятельности : Дошкольный возраст (3 года – 8 лет): игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание, элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование (конструктор, модули, бумага, природный и иной материал), изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная, двигательная.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в организации

Общий объем обязательной части Программы, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на : Непосредственно образовательную деятельность; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

« Самостоятельная деятельность детей » свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно- развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально

Совместная деятельность взрослых и детей включает: непосредственно образовательную деятельность (или образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности ); образовательная деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов «Организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространятся как на проведение режимных моментов (это понималось и делалось ранее), так и на всю непосредственную образовательную деятельность» (О.Скороролупова,Н.Федина).

Характеристика совместной деятельности взрослого и детей ( Тезисы организации партнёрской деятельности взрослого и детей Н. А. Короткова ) 1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. 2. Добровольное присоединение детей к деятельности ( без психического и дисциплинарного принуждения.) 3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности ( при соответствующей организации рабочего пространства.) 4. Открытый временной конец ( каждый работает в своем темпе.)

Требования к условиям реализации Программы Требования к кадровым условиям реализации Программы Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п настоящего Стандарта.

Требования к психолого - педагогическим условиям реализации программы Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают : 1) обеспечение эмоционального благополучия через : непосредственное общение с каждым ребенком ; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям ;

Требования к психолого - педагогическим условиям реализации программы Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают : 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через : создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности ; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей ; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности ( игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

Требования к психолого - педагогическим условиям реализации программы Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают : 3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях : создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально - культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные ( в том числе ограниченные ) возможности здоровья ; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками ; развитие умения детей работать в группе сверстников

Требования к психолого - педагогическим условиям реализации программы 4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности ( далее - зона ближайшего развития каждого ребенка ), через : создание условий для овладения культурными средствами деятельности ; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно - эстетического развития детей ; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства ; оценку индивидуального развития детей ;

Требования к психолого - педагогическим условиям реализации программы Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают : 5) взаимодействие с родителями ( законными представителями ) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Требования к психолого-педагогическим условиям реализации Программы ( п ) При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. В форме педагогической диагностики ( оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования ) (проводит педагог). Результаты диагностики используются для решения следующих задач: а) индивидуализации образования (построение образовательной траектории развития каждого ребёнка или профессиональной коррекции особенностей его развития). б) оптимизации работы с группой детей.

Требования к психолого-педагогическим условиям реализации Программы При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. При необходимости проводится психологическая диагностика (проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи)). Участие ребёнка в психологической диагностики допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!! Гайдукова Светлана Алексеевна, старший преподаватель кафедры психолого - педагогического сопровождения стандартизации образования и частных методик ГОУ ДПО ТО « ИПК и ППРО ТО », тел. 8(4872) , Адрес ГОУ ДПО ТО « ИПК и ППРО ТО »: , г. Тула, ул. Ленина, д. 22. Телефон / факс : 8(4872) , сайт : ипк - тула. рф ипк - тула. рф