Основные понятия Слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ, путь достижения цели. Метод означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методика - сочетание методов
Классификация методов В современной педагогике выделяют три основные группы методов: методы обучения, методы воспитания, методы педагогических исследований
Методы обучения Метод обучения - способ организации упорядоченной взаимосвязанной совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Ю.К. Бабанский Под «методом обучения» понимается способ организации познавательной деятельности учащихся". Т.А. Ильина
Основные группы методов обучения 1) методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности.
Методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельности По источнику передачи и восприятия учебной деятельности По логике передачи и восприятия информации По степени самостоятельности и творчества в деятельности По степени управления учебной работой Словесные ИндуктивныеРепродук- тивные Под руководством педагога Наглядные ДедуктивныеПроблемного изложения Самостоятель ная работа обучаемых Практичес- кие Эвристические Исследователь- ские Объяснительно- иллюстративные
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности Методы стимулирования интереса к учению Методы стимулирования ответственности и долга Познавательных игр Убеждения в значимости учения Учебных дискуссий Предъявления требований Организационно- деятельностные игры Поощрения и наказания Создание эмоционально- нравственных ситуаций
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы практического контроля и самоконтроля Индивидуальный опрос Письменные контрольные работы Машинный контроль Фронтальный опрос Письменные зачеты Контрольно- лабораторный контроль Устные зачеты Письменные экзамены Устные экзамены Письменные работы
Методы, используемые на основных этапах обучения На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции. На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая и педагогическая игра. На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование. На этапе проверки полученных знаний – зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.
Наиболее распространенные методики обучения, используемые в УДОД Методика дифференцированного обучения Методика индивидуального обучения Методика проблемного обучения Методика проектной и исследовательской деятельности