«Экспертная деятельность в процессе аттестации педагогических работников в соответствии с новым порядком» И.Н. Овсиевская, директор НМЦ экспертизы и квалификационных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Advertisements

И.Н.Федекин, заведующий кафедрой педагогики и психологии НГПИ, к.псх.н. Новые модели оценки профессиональных компетенций учителя.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ 2011 г.
Определение уровня квалификации педагогических работников для установления соответствия требованиям к первой и высшей квалификационной категории.
Аттестация Чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь. В.Ключевский.
«Личностно-педагогическая саморегуляция учителя».
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Компетентности педагогического работника Подготовила заведующий МБДОУ 8 Т.В.Субач.
Подготовка к экспертизе начинается с разработки проведения урока. Педагог выбирает предмет,в соответствии с учебной программой- тему урока, составляет.
Оценка уровня профессиональной компетентности педагога 3 марта 2011 года.
Модель профессионального стандарта педагога с позиций системы деятельности Компетенции в обеспечении понимания учебной задачи и способа деятельности Компетенции.
УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Институт развития образования Ивановской области Афонина А. В., проректор 2011.
Выявление уровня квалификации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности Письменное квалификационное испытание Подготовка.
Оценка уровня профессиональной компетентности педагога 19 октября 2010 года.
Оценка уровня профессиональной компетентности педагога 3 марта 2011 года.
Базовые компетентности педагогов (требования профессионального стандарта) МОУ «Лицей 50» по результатам исследования Педагог-психолог МОУ « Лицей 50» Горбунова.
Материал по теме: Педсовет "Профессиональная компетентность педагога"
Оценка уровня профессиональной компетентности педагога 7 апреля 2011 г.
Методика оценки уровня квалификации педагогических работников.
Транксрипт:

«Экспертная деятельность в процессе аттестации педагогических работников в соответствии с новым порядком» И.Н. Овсиевская, директор НМЦ экспертизы и квалификационных испытаний АКИПКРО

В профессиональном стандарте педагогической деятельности под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

В соответствии с разработанным профессиональным стандартом квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей: Компетентность в области личностных качеств. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности. Компетентность в организации педагогической деятельности

Экспертная оценка профессиональной деятельности учителя для установления соответствия требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям проводится на основе анализа уроков (или других мероприятий, проводимых педагогом); изучения представленных материалов: рабочие программы по предмету, классный журнал, результаты внутришкольного контроля (или других форм контроля) уровня учебных достижений обучающихся, методические и дидактические материалы, используемые и самостоятельно подготовленные педагогом, дневники и тетради обучающихся, материалы родительских собраний и др., беседы с руководителем (заместителем) образовательного учреждения и аттестующимся педагогом.

Возможные источники информации для проведения экспертной оценки профессиональной деятельности учителя 1Анализ урока Данная форма экспертной деятельности позволяет оценить многие из педагогических компетентностей: постановка целей и задач; мотивирование учеников на осуществление педагогической деятельности; принятие педагогических решений; обеспечение информационной основы деятельности; организация педагогической деятельности и др. 2Анализ имеющихся поощрений и наказаний: благодарностей, отзывов, наград, замечаний и др. Данный показатель может позволить повысить объективность оценивания соответствующих компетенций (в зависимости от содержания благодарностей и замечаний). Это дополнительный независимый источник оценки 3Собеседование с аттестуемым педагогом В ходе собеседования могут быть уточнены различные аспекты, касающиеся отношения педагога к своей деятельности, степень критичности самооценки и т.д. 4Результаты самооценки педагога и данные диагностики его компетенций Самооценка наряду с данными диагностики компетентности является важнейшим информационным источником для оценки деятельности педагога. Эксперт может использовать ее результаты для построения уточняющего собеседования с аттестуемым, выработки рекомендаций по его дальнейшему профессиональному росту и др. Адекватность самооценки педагога может быть использована как дополнительный источник оценки его рефлексивных способностей.

5Результаты опроса удовлетворенности обучающихся и их родителей деятельностью аттестуемого педагога Опрос удовлетворенности может касаться практически всех аспектов педагогических компетенций 6Результаты учебной деятельности обучающихся(и их динамика) Данный параметр является одним из ключевых комплексных показателей педагогической компетентности. В качестве конкретных показателей для анализа могут выступать: успеваемость учащихся, в том числе в сравнении с предыдущим этапом, данные внутришкольного контроля, результаты ЕГЭ (если преподавание велось в выпускном классе), уровень социализации учащихся, успехи учащихся в последующем профессиональном образовании и профессиональной деятельности и др. 7Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, проектах и др., достигнутые, при этом результаты Данный параметр может дополнительно свидетельствовать об умении повысить мотивацию обучающихся, учесть их индивидуальные образовательные интересы, организовать образование, ориентированное на результат 8Результаты участия в конкурсах педагогического Мастерства Победители конкурсов могут быть освобождены от прохождения некоторых аттестационных 9Используемые (созданные!) способы и методы педагогической деятельности Анализ методических материалов, которые использует педагог, позволяет оценить компетентность в разработке программ деятельности и компетентности в обеспечении информационной основы деятельности

10Собеседование с руководителем (заместителем руководителя) Образовательного Учреждения Руководитель в данном случае выступает как эксперт, который хорошо знает деятельность педагога, достигнутые им результаты, мнения о нем учащихся, коллег, родителей. Он может высказать свое мнение по всем базовым компетентностям педагога. 11Анализ школьных тетрадей и результатов их проверки В данном случае важно обратить внимание на характер поставленных целей и задач, дифференциацию учебных заданий, комментарии и оценки педагога. 12Анализ базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации, в том числе самообразования Освоение новых подходов, форм и методов образовательной деятельности важно соотнести с успешностью решения ключевых задач педагогической деятельности – постановка целей и задач; мотивирование учеников; принятие педагогических решений; обеспечение информационной основы деятельности; организация деятельности 13Анализ рабочих программ и материалов к урокам Данные материалы являются важнейшими источниками для оценки компетентностей в организации деятельности, постановке целей и задач, в обеспечении информационной основы деятельности 14Результаты опросов и диагностики обучающихся В результатах диагностики (при их наличии) важно обратить внимание на уровень сформированности учебной мотивации, учебных умений и навыков, участие в постановке целей и задач учебной деятельности, оценивании результатов собственной учебной деятельности, психологическое благополучие, характер взаимодействия с педагогом и др. моменты, имеющие непосредственное отношение к реализации ключевых задач педагогической деятельности. 15 Анализ результатов мониторинга качества образования Развития педагогической компетентности, отражая ее результативность.

Критерии оценки учебного занятия Оцениваемые характеристики Критерии оценки Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности Об уровне развития компетентности педагога в области постановки целей и задач педагогической деятельности можно судить по следующим критериям: Учитель разделяет тему урока и цель урока. Цели формулируются в понятной для ученика форме. Поставленные перед учащимися цели способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к учебной деятельности. Поставленные перед учащимися цели способствуют организации индивидуальной и групповой деятельности. Цели, ставящиеся перед учащимися, содержат критерии, позволяющие им самостоятельно оценить качество полученных результатов. Задачи, выделенные педагогом, конкретизируют цель, представляя собой промежуточный результат, способствующий достижению основной цели урока. На начальном этапе урока учитель ставит цель и задачи, направленные на создание условий для дальнейшей эффективной работы на уроке (организацию рабочего пространства, привлечение внимания учащихся к предстоящей учебной деятельности, учебному предмету и теме урока и т.д.). Цели и задачи опроса носят обучающий характер, они соответствуют предметному материалу, излагаемому педагогом. Цели и задачи, поставленные педагогом, способствуют развитию познавательных способностей учащихся, воспитанию социально значимых качеств личности.

Критерии оценки учебного занятия Оцениваемые характеристики Критерии оценки Компетентность в области мотивирования обучающихся Об уровне развития компетентности педагога в области мотивирования обучающихся на осуществление учебной деятельности можно судить на основе следующих критериев: Учитель демонстрирует учащимся возможности использования тех знаний, которые они освоят, на практике. Учитель демонстрирует знание приемов и методов, направленных на формирование интереса учащихся к преподаваемому предмету и теме урока. Учитель использует знания об интересах и потребностях обучающихся в организации учебной деятельности, при постановке учебных целей и задач, выборе методов и форм работы и т.д. Учитель использует педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и учебной мотивации учащихся. Учитель планирует использовать различные задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех. Учитель дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы

Критерии оценки учебного занятия Оцениваемые характеристики Критерии оценки Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности Данная компетентность складывается из следующих компонентов: компетентность в предмете преподавания, компетентность в методах преподавания, компетентность в субъективных условиях деятельности. Компетентность учителя в предмете преподавания отражает уровень владения учебным материалом по предмету и может быть оценена на основе следующих критериев: Учитель демонстрирует знание преподаваемого предмета. Учитель хорошо ориентируется в различных источниках (учебники, учебные и методические пособия, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) по преподаваемому предмету, может дать ссылки на подходящие источники. При изложении основного материала по предмету учитель раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами по преподаваемому предмету. Учитель видит и раскрывает связь своего предмета с другими предметами школьной программы, связь теоретических знаний с практической деятельностью, в которой они используются. Учитель представляет материал в доступной учащимся форме в соответствии с дидактическими принципами.

Критерии оценки учебного занятия Оцениваемые характеристики Критерии оценки Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности Компетентность педагога в методах преподавания отражает методическую грамотность педагога, включая владение современными информационно-коммуникативными технологиями. Об уровне развития данной компетентности можно судить на основе следующих критериев: Учитель демонстрирует владение современными методами преподавания. Используемые учителем методы соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого предмета, теме урока, условиям и времени, отведенному на изучение темы. Учитель демонстрирует умение работать с различными информационными ресурсами и программно-методическими комплексами, современными информационно-коммуникативными технологиями, компьютерными и мультимедийными технологиями, цифровыми образовательными ресурсами.

Критерии оценки учебного занятия Оцениваемые характеристики Критерии оценки Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности Об уровне развития компетентности педагога в субъективных условиях деятельности можно судить на основе следующих критериев: При постановке целей, выборе форм и методов мотивирования и организации учебной деятельности педагог ориентируется на индивидуальные особенности и специфику взаимоотношений обучающихся. Используемые учителем методы выбраны в соответствии с возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, с которыми он работает. Педагог планирует работу таким образом, чтобы получать информацию об уровне усвоения учебного материала различными обучающимися. Педагог демонстрирует владение методами работы со слабоуспевающими обучающимися.

Критерии оценки учебного занятия Оцениваемые характеристики Критерии оценки Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений Данная компетентность складывается из следующих компонентов: умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы, умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогических ситуациях. Об уровне развития умения выбрать и реализовать типовые образовательные программы, а также разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, с учетом требований основных нормативных документов можно судить на основе следующих критериев: При подготовке к уроку педагог учитывает требования основных нормативных документов, определяющих содержание и результаты учебной деятельности по предмету: государственный образовательный стандарт, конвенцию о правах ребенка, базовые образовательные программы ОУ, содержание основных учебников и учебно-методических комплексов по преподаваемому предмету, допущенных или рекомендованных Минобрнауки РФ, основные учебные программы, УМК, методических и дидактических материалы по преподаваемому предмету и т.д. Педагог учитывает темп усвоения учебного материала учащимися.

Критерии оценки учебного занятия Оцениваемые характеристики Критерии оценки Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений Примечание: уровень владения учебным материалом оценивается соответствии с критериями, представленными в рамках компетентности в области информационной основы педагогической деятельности Педагог учитывает поэтапное освоение (преемственности) учебного материала в рамках преподаваемого предмета и программы. Учитель демонстрирует умение вносить изменения в существующие дидактические и методические материалы с целью достижения более высоких результатов. Учитель использует самостоятельно разработанные программные, методические или дидактические материалы по предмету. Об уровне развития умения принимать решения в педагогических ситуациях можно судить на основе следующих критериев: Педагог демонстрирует умение аргументировать предлагаемые им решения. Педагогические решения отличаются обоснованностью и целесообразностью. Педагог демонстрирует умение адекватно изменять стратегию действий в случае, если не удается достичь поставленных целей.

Критерии оценки учебного занятия Оцениваемые характеристики Критерии оценки Компетентность в области организации Учебной деятельности. Об уровне развития компетентности педагога в области организации учебной деятельности можно судить на основе следующих критериев: Учитель ставит цель и задачи, структурирующие и организующие деятельность учащихся на каждом из этапов урока. Учитель владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности учащихся, направленной на решение поставленных целей и задач. Учитель демонстрирует владение методами и приемами создания рабочей атмосферы на уроке, поддержания дисциплины. Учитель демонстрирует способность устанавливать отношения сотрудничества с учащимися, умение вести с ними диалог. Учитель использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать. Учитель демонстрирует умение включать новый материал в систему уже освоенных знаний обучающихся.

Критерии оценки учебного занятия Оцениваемые характеристики Критерии оценки Компетентность в области организации Учебной деятельности. Учитель демонстрирует умение организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.). Учитель может точно сформулировать критерии, на основе которых он оценивает ответы учащихся. Учитель показывает учащимся, на основе каких критериев производится оценка их ответов. Учитель умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся. Учитель использует методы, способствующие формированию навыков самооценки учебной деятельности обучающимися.

Экспертный лист оценки уровня квалификации педагога ФИО аттестуемого учителя _________________________________________________________ Преподаваемый предмет _________________________________________________________ Имеющаяся квалификационная категория аттестуемого учителя _________________________________________________________ Категория, на которую претендует аттестуемый учитель _________________________________________________________ ФИО эксперта и его должность _________________________________________________________ ФИО эксперта и его должность _________________________________________________________

Компетентность в области личностных качеств п/п Оцениваемые параметры Балл 1 – 5 Комментарий 1. Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса 2. Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания 3. Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе 4. Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося 5. Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся Средний балл 1.1. Эмпатийность и социорефлексия

1.2. Самоорганизованность п/п Оцениваемые параметры Балл 1 – 5 Комментарий 6. Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей урока 7. Рабочее пространство учителя хорошо организовано 8. Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности 9. Своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации 10. Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой Средний балл

1.3. Общая культура п/п Оцениваемые параметры Балл 1 – 5 Комментарий 11Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы 12Поведение и внешний вид учителя соответствуют этическим нормам 13Осведомлен об основных событиях и изменениях современной социальной жизни 14Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении 15Высказывания учителя построены грамотно и доступно для понимания, его отличает высокая культура речи Средний балл

Таблица итоговых баллов аттестуемого педагога Наименование показателя Экспертная оценка 1. Компетентность в области личностных качеств ср.: 1.1. Эмпатийность и социорефлексия 1.2. Самоорганизованность 1.3. Общая культура 2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности ср.: 2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся 2.2. Умение перевести тему урока в педагогическую задач 2.3. Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач 3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности ср.: 3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности 3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся 3.3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся 4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности ср.: 4.1. Компетентность в методах преподавания 4.2. Компетентность в предмете преподавания 4.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности

Эксперт: ________________________________________________________________ (ФИО, должность эксперта) __________________________ (подпись) Эксперт: __________________________________________________________________ (ФИО, должность эксперта) _________________________ (подпись) 5. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений ср.: 5.1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу 5.2. Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы 5.3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях 6. Компетентность в области организации учебной деятельности ср.: 6.1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения 6.2. Умение организовать учебную деятельность обучающихся 6.3. Умение реализовать педагогическое оценивание Значение показателя уровня квалификации Выводы экспертов: «___»_________________ 20___ г.

Алгоритм деятельности эксперта Познакомьтесь с заявлением аттестующегося педагога; Прочитайте представление руководителя ОУ на аттестующегося педагога; Посетите учебные занятия и оцените по предложенным критериям степень проявленности каждой из шести компетенций, используя 5-балльную шкалу; Соберите дополнительную информацию о профессиональной деятельности педагога, позволяющую оценить уровень квалификации педагога; Проанализируйте и обобщите информацию о деятельности педагога, Полученную на основе анализа посещенного учебного занятия, наблюдения, работы с документацией, собеседований и т.п.; Заполните экспертный лист, оценив в баллах выделенные в экспертном листе параметры составляющих компетентностей, сопровождая оценку кратким комментарием в соответствующей графе; Заполните таблицу итоговых баллов аттестуемого педагога.