все формы организации музыкальной деятельности детей (занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и семьи) взаимодополняют друг друга.
Занятие - основная форма организации музыкальной деятельности дошкольника
Музыкальные занятия как основная форма организации музыкальной деятельности дошкольников. Виды музыкальных занятий: индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. Типы музыкальных занятий: традиционное, доминантное, тематическое, комплексное, интегрированное, занятие на творчество. Условия эффективности обучения детей на музыкальных занятиях Подготовка воспитателей к музыкальному занятию с использованием пособий, атрибутов и методических приемов. Роль музыкального руководителя и воспитателя на музыкальном занятии. Вопросы по теме: «Занятия - основная форма организации музыкальной деятельности дошкольника»
занятия ( следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело такой термин ввели разработчики ФГТ Скоролупова О. и Федина Н.).
Занятия делятся на следующие виды: Фронтальные – участвует вся группа; Групповые – (4-6 человек), дети с одной проблемой; Индивидуальные – Объединённые – группы объединяют перед праздниками.
Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам проводятся с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Это связано с тем, что маленькие дети еще не могут выполнять задания коллективно, пока у них нет опыта общения с другими детьми, и они не способны согласовывать свои действия с действиями окружающих. Индивидуальные занятия полнее выявляют возможности ребят, раскрывают музыкальные способности Занятия индивидуальные и по подгруппам
Фронтальные занятия проводятся со всеми детьми группы. Этот вид занятий становится основным для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Фронтальные занятия
Типы занятий. Традиционное, классическое, или типовое Доминантное Тематические Комплексное. Интегрированное. Занятие на творчество
Типовые, или традиционные, занятия Трудность построения этих занятий заключается в том, что педагогу необходимо умело переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая эмоционального подъема. Преимущества традиционных музыкальных занятий в следующем: смена видов музыкальной деятельности способствует развитию общей музыкальности детей; планомерное усложнение задач музыкального развития ведет к формированию самостоятельности и творческих проявлений дошкольников; физиологическая и эмоциональная нагрузка распределяется равномерно; реализуется принцип постепенности и последовательности в усложнении материала.
Доминантные занятия - преобладает один вид деятельности Если преобладающим видом деятельности на занятии является пение, то мы будем петь в игре, в хороводе, слушать будем песню. Если доминируют музыкально- ритмические движения, такое занятие тоже сопровождается слушанием музыки, беседой о ее характере, который дети должны будут передать в движениях.
Преимущества доминантных занятий они повышают интерес к отдельному виду музыкальной деятельности; способствуют углубленному развитию эстетического восприятия через один выбранный для занятия вид деятельности; формируют умения и навыки; позволяют более дифференцированно заниматься с отдельными детьми в условиях групповой организации занятия; позволяют педагогу найти верные варианты решения педагогических задач, связанных с особенностями музыкального развития дошкольников.
Выбирается одна тема, объединяющая все виды музыкальной деятельности, например, знакомство с жанром марша или с элементами музыкальной выразительности. Собственно тематическое занятие иногда проводят вместо праздничного утренника. Тема может быть взята из жизни и связана с музыкой, например, «Осень», «Природа и музыка» и т. д. Сюжетные музыкальные занятия. Они объединены не только одной темой, но и единой сюжетной линией, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей. Тематические занятия могут быть фронтальными, индивидуальными и проводимыми по подгруппам Тематические занятия.
Как итог, проводится раз в месяц. Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя. Цель комплексных занятий одна дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях по-разному передать мысли, настроения в каждом виде художественной деятельности. Такое занятие представляем родителям, или на праздник, или на досуг. комплексные занятия
Преимущества комплексных занятий отличаются взаимосвязанностью и большой информативностью учебного материала; способствуют формированию целостного эстетического восприятия; формируют ценностное отношение к культуре и искусству, к культурному наследию человечества.
Интегрированное занятие. В основе занятия лежат средства выразительности. Цели и задачи у педагогического состава должны быть одни и те же.
Занятие на творчество. Сочиняем, придумываем, заканчиваем, изменяем. Всё занятие творим.