1 Разработка учителя МОУ «Яльчиксая СОШ» Агеевой Ларисы Николаевны.
2 Цели :образовательная-ознакомление с газовыми законами и уравнением Менделеева-Клапейрона; развивающая-формирование умения сравнивать, анализировать;воспитывающая-выработка умения работать в группе(развитие коммуникабельности) Оборудование : поурочные карты, листы с задачами и тестами. План урока : 1. Вступительное слово учителя. 2. Самостоятельная работа с поурочной картой. 3. Выполнение тестовых заданий 3. Выполнение тестовых заданий. 4. Самоконтроль и самокоррекция. 5. Домашнее задание. главная
3 Мне хочется начать урок с чтения отрывка из стихотворения А.Жигулина «Дирижабль». И все доступно, Все открыто, И ничего еще не жаль. И надо мной плывет, как рыба, Огромный сонный дирижабль. Куда он плыл светло и прямо - На дальний полюс,на парад,- Забытый, вымерший, как мамонт, Несовершенный аппарат. А каким газом наполняют дирижабль? Правильно, гелием, который при обычных условиях по своим свойствам близок к идеальному газу. О законах, которым подчиняется идеальный газ, мы поговорим на этом уроке. Нам помогут в этом поурочные планы. главная
4 Задачи урока: усвоить уравнение состояния идеального газа, газовые законы, уравнение Менделеева - Клапейрона, уметь выводить формулы газовых законов и применять их к решению задач. главная
5 Задание 1 Прочитайте текст: Для однозначного описания равновесного состояния газа достаточно определить его термодинамические параметры: давление, объем, температуру. Соотношение, связывающее эти параметры, называется уравнением состояния. В общем виде его можно записать так: P=P(V,T) Задание 2 Повторите ранее изученный материал с помощью теста 1. Понятие «идеальный газ» применимо, когда можно пренебречь: А.Потенциальной энергией взаимодействия частиц. Б. Кинетической энергией частиц В. Массой частиц Г. Потенциальной энергией взаимодействия частиц и их размерами. 2. Что определяет произведение nkT ? А) Среднюю кинетическую энергию молекулы идеального газа. Б) Давление идеального газа. В) Термодинамическую температуру идеального газа. главная
6 Задание 3 Выведите уравнение Менделеева-Клапейрона. Для этого выполните следующую последовательность действий, используя результаты предыдущего задания:ц 1. В уравнение связи давления и температуры газа поставьте значение концентрации. Запишите полученный результат. 2. В это выражение подставьте формулу для числа частиц. 3. Найдите в последнем выражении произведение двух постоянных величин и обозначьте его буквой R. Величина R называется молярной газовой постоянной. 4. Заполните таблицу 1. Заполните таблицу Запишите полученное в п.3 выражение так, чтобы в левую часть входило произведение давления на объем, а в правую – все остальные величины. Это уравнение называется уравнением Менделеева-Клапейрона. Запомните его. 6. Заполните структурно-логическую схему вывода уравнения Менделеева-Клапейрона (схема 1)Заполните структурно-логическую схему вывода уравнения Менделеева-Клапейрона (схема 1)
7 Задание 4 Газовые законы. Изопроцессы. Газовый закон связывает параметры двух состояний газа: начального и конечного. Рассмотрим процессы, протекающие при постоянной массе газа – процессы Клапейрона. При этом, если: А) не меняется температура газа, то процесс называется изотермическим, для него справедлив закон Бойля-Мариотта. Б) не изменяется давление, то процесс изобарный, описывается законом Гей-Люссака. В) не изменяется объем, то процесс называется изохорным, для него выполняется закон Шарля. Рассмотрим два состояния газа: начальное и конечное с параметрами PVT. Проделайте следующие действия: 1. Запишите уравнение Менделеева-Клапейрона для двух состояний газа. 2. Выразите переменные параметры уравнений, полученных в п.1 через постоянные. 3. Сравните два последних выражения. Поскольку правые их части одинаковы, можно приравнять левые. Это уравнение называют уравнение Клапейрона.
8 4. Заполните таблицу «Газовые законы» (таблица 2).Заполните таблицу «Газовые законы» (таблица 2). Советы по решению задач 1. Если в задаче рассматривается одно состояние газа и требуется найти какой- нибудь параметр этого состояния, нужно использовать уравнение Менделеева-Клапейрона. Если значения давления и объема явно не заданы, их нужно выразить через данные в условии величины. 2. Если в задаче рассматриваются два состояния газа и его масса остается постоянной, можно применять уравнение Клапейрона. Если же при этом не меняется еще один из параметров(давление или объем, температура), используют закон, описывающий данный изопроцесс. 3. Если в двух состояниях масса газа разная, то для каждого состояния записывают уравнение Менделеева-Клапейрона. Затем решают систему уравнений относительно искомой величины.
9 Домашнее задание: 1. Параграф Решить задачи 112,132 главная
10 Использованные ресурсы: 1. Физика в школе 4, 2003 г. 2. Физика в школе 1, 2001 г. 3.http: //gannalv.narod.ru/fiz/