Профилактика кризисных состояний в частности суицидального поведения среди подростков в ОУ Семинар для педагогов разработала педагог-психолог Музалевская Инесса Ивановна МОУ «СОШ 10» г.Саратова
Мы выбираем жизнь, они – смерть. Мы пишем письма, они – предсмертные записки. Мы строим планы на будущее, у них – нет будущего.
Кандидат педагогических наук, профессор Юрий Азаров «Не надо спасать всё человечество. Стремитесь спасти хотя бы одну человеческую душу. В таком стремлении я вижу залог спасения …»
Мотивы и факторы совершения детьми самоубийств Мотивы и факторы 2009 год 2010 год Семейные конфликты Романтические отношения Личностные проблемы Конфликты со сверстниками 7039 Неуспехи в учебе, низкая школьная адаптация 3127 Безразличие окружающих 2014 Бестактное поведение педагогов 75 Боязнь ЕГЭ58
–2009 год – 1294 (Саратовская область, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Красноярский и Пермский края) –2010 год – 1086 (Саратовская область, Республика Башкортостан, Свердловская область, Красноярский и Пермский края)
Проблемы трех «Н» – непреодолимость трудностей, – нескончаемость несчастья, – непереносимость тоски и одиночества. Борьба с тремя «Б» –беспомощностью, –бессилием и –безнадежностью. В процессе этой борьбы он может прийти к выводу о том, что он ни на что не годен, и вынести себе смертельный приговор. Суицид это результат социально-психологического кризиса, когда страдание настолько тяжело, что надо от него освободиться любым способом, даже уничтожением своего тела.
Общие черты суицидальных явлений
Истинный (потребности быть нужным хоть кому-то) Демонстративный ( потребность обратить внимание на себя и свои проблемы) Скрытый Виды суицидального поведения
Группа риска подростков, склонных к суициду: –Отличники, т. к. к ним все предъявляют повышенные требования. К тому же эти дети редко бывают приняты в социальной группе сверстников, что также может привести к суицидальному исходу. –Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности, естественно вызывая тем самым недоумение и возмущение родителей и учителей. –Дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, а они в силу субъективных причин не могут их выполнить. –Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям (в основном это дети с родовыми травмами, правополушарные и те, у которых в роду или ближайшем окружении были случаи или попытки самоубийства), особенно в пубертатном (периоде полового созревания).
Характерные черты суицидальных личностей: –Настойчивые или повторные мысли о самоубийстве. –Депрессивное настроение, часто с потерей аппетита, жизненной активности, проблемы со сном. –Может присутствовать зависимость от наркотиков или алкоголя. –Чувство изоляции, отверженности; их депрессия может быть вызвана уходом из семьи и лишением систем поддержки. –Ощущение безнадежности и беспомощности. В такой момент угроза суицида может быть первым сильным чувством. –Неспособность общаться с другими людьми из-за чувства безысходности и мыслей о самоубийстве. –Они считают, что лучше не станет «никогда». Их речь и мысли полны обобщений и фатальны: «жизнь ужасна», «всем все равно».
Вербальные (речевые) ключи: –непосредственные заявления типа «Я подумываю о самоубийстве», или «Было бы лучше умереть», или «Я не хочу больше жить». –Косвенные высказывания, например: «Вам не придется больше обо мне беспокоиться», или «Мне все надоело», или «Они пожалеют, когда я уйду». –Намек на смерть или шутки по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми.
Поведенческие ключи: –Отчаяние и плач. –Повторное прослушивание грустной музыки и песен. –Нехватка жизненной активности. –Изменение суточного ритма (бодрствование ночью и сон днем). –Повышение или потеря аппетита. –Вялость и апатия. –Неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение. –Уход от обычной социальной активности, замкнутость. –Приведение в порядок своих дел. –Отказ от личных вещей. –Стремление к рискованным действиям, например, безрассудное хождение по карнизам. –Суицидальные попытки в прошлом. –Чувство вины, упрек в свой адрес.
Ситуационные ключи: –Любое заметное изменение личной жизни, в любую сторону. –Смерть любимого человека, особенно родителей или близких родственников. –Недавняя перемена места жительства. –Семейные неурядицы. –Неприятности с законом. –Коммуникативные затруднения. –Проблемы со школой или занятостью. –Социальная изоляция. –Хроническая, прогрессирующая болезнь.
Динамика развития суицидального поведения Первая стадия – стадия вопросов о смерти и смысле жизни. Вторая стадия – это суицидальные замыслы. Третья стадия – суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка.
Антисуицидальные факторы личности –эмоциональная привязанность к значимым родным и близким; –выраженное чувство долга, обязательность; –концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба; –учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения; –убеждения о неиспользованных жизненных возможностях; –наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов; –наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении; –психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности. –наличие актуальных жизненных ценностей, целей; –проявление интереса к жизни –привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними; –уровень религиозности и боязнь греха самоубийства; –планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни; –негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.
Обучающаяся 11 класса Кира проживает и воспитывается в полной, материально обеспеченной семье. Отец отличается авторитарностью, его слово в семье – закон. Строго следит за дочерью: оценки в школе, посещение школы иностранных языков, подготовка домашнего задания, помощь матери по дому – всё по расписанию. При малейшем нарушении девушка слышит упрёк: «Ты плохая дочь, из тебя не получится хорошего человека». В коллективе сверстников Кира авторитета не имеет, потому что не участвует в коллективных делах, не посещает мероприятия (папа не разрешает). Девушка часто испытывает страх наказания или позора.
Интернет ресурсы: podrastajushhego-pokolenija.htmlhttp://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/profilaktika-suicidalnogo-povedenija- podrastajushhego-pokolenija.html виды суицидов таблетки, стакан … … свеча заглавная картинка руки