Эстетика народной приметы
Цели: 1. Показать красоту народных примет и постараться выделить художественное изящество примет 2. Четко определить в приметах наблюдение – прогноз, наблюдение – предсказание, наблюдение, устремленное в будущее, сориентированное на угадывание будущего. 3. Выделить наиболее традиционные художественные тропы, используемые в народных приметах.
. Введение. Этимология слова примета
Народная примета - это проверенное многократными наблюдениями или традиционно принятое и передаваемое из поколения в поколение предсказание событий, выраженной в краткой, подчас вариативной форме.
. Народные приметы очень красивы, однако из-за того, что примета предельно лаконична и мы не успеваем заметить ее художественное изящество, из-за того, что мы не знаем всей совокупности, списков примет на одну тему, из-за того, что еще недавно вера в приметы вообще считалась признаком отсталости, суеверия, неграмотности, огромный эстетический потенциал народных примет недостаточно изучен.
. Покажем некоторые резервы художественности, таящиеся в этом жанре.
1. Умолчание в народной примете Много желудей на дубе – к лютой зиме
Иней на деревьях – к морозам
Гусь лапу поднимает – к стуже
полощется в воде – к теплу
нос под крыло прячет – к ранней зиме
Прием умолчания – самая яркая эстетическая особенность приметы.
2. Эпитеты в примете
Урожай рябины – к красной, золотой осени
Красное лето – зеленый покос
Красноватая луна – на большой ветер
3. Сравнение в народной примете коромыслом – к теплу. Дым из трубы столбом – к морозу. волоком, клубком – к ненастью.
4. Олицетворение в приметах
Одуванчик сжимает шар – к дождю
Гуси летят – зимушку на хвосте тащат
5. Метафора в народной примете Рога луны яркие и крутые – к морозу
6. Антитеза в народной примете Ночью был иней – днем снега не выпадет
7. Повтор в приметах Грач на горе – весна на дворе
V. Эстетика приметы – это: А) Эстетика ритма и рифмы: Грач на горе - весна на дворе Б) Эстетика использования: морфологических средств Гусь пошел – скоро быть снегу В) Эстетика сложных имен существительных: весновей, бокогрей, ленорост Г) Эстетика интересной и емкой синтаксической модели: Дым от костра стелется по земле – к дождю.
V. Примета – важная составляющая нашей национальной культуры. Красота приметы – это во многом красота самой природы и вместе с тем красота и смелость мышления, ищущего в настоящем точные сигналы как близкого, так и отдаленного будущего.
Заключение В своей работе я изучила эстетику народных примет. Каждый из нас должен знать свою национальную культуру. Мне было интересно окунуться в мир примет, ощутить красоту и своеобразие этого жанра. Мое небольшое исследование показало, что многие приметы близки к пословицам и поверьям. Они тесно связаны друг с другом.
Игорь Шкляревский Мне интересно было узнать мнение Игоря Шкляревского в своих заметках: «А вот приметы – в забвении, никто их не записывает и не собирает, живут они сами по себе, потому что живучие. Они действуют и сегодня, удивляя своей глубиной и поэтичностью».
Нужно ли говорить, что, вглядываясь и вслушиваясь в слово, учась видеть его внутреннюю форму, мы приобщаемся к исторической памяти народа, обретаем способность глубоко понимать и ценить красоту родного языка.
Игорь Шкляревский