Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ 178 городского округа Самара Презентация Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» ученик 9 «В» класса Брусенцов Денис г. Самара
Чацкий – главный герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»....Чацкий начинает новый век и в этом все его значение и весь «ум». (И. А. Гончаров) Александр Андреевич Чацкий – главный герой комедии «Горе от ума». Как указывает сам Грибоедов, Чацкий находится в «противоречии» с московским обществом». Больше того, это единственный «здравомыслящий человек» на «25 глупцов» в произведении.
Чацкий – проповедник новых идей: взгляд героя на современную ему эпоху В комедии автор высмеивает и осуждает ряд образов: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова. Но всем этим героям противостоит главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий. Он получил хорошее образование, обладал блестящим умом. Это честный, открытый человек. В лице Чацкого автор изобразил прогрессивного человека своего времени, чьи взгляды выше тех проблем, которыми живет фамусовская Москва. Придя в дом Фамусова исключительно из-за Софьи, которую герой, несмотря на прошествие многих лет, любит, Александр Андреевич не может примириться с образом жизни и мыслями московского общества. Чацкий спорит с главными представителями «века минувшего» в комедии, что и отражается в его монологах. Здесь герой выступает как горячий проповедник новых идей. Он один выступает против этого общества, начиная борьбу за новую жизнь и за свою любовь. Чацкий спорит с Фамусовым по поводу образа жизни. На все советы брать пример с отцов Чацкий отвечает: « Служить бы рад, прислуживаться тошно.»
Отношение Чацкого к госслужбе Александра Андреевича возмущает, что служба перестала быть благородной. Она превратилась в прислуживание лицам, а не делу, чинопочитание, бюрократизм, холопскую подчиненность.
Осуждение героем культа «чужого мнения» в московском обществе В монологе Чацкого «А судьи кто» высмеивается всеобщая увлеченность военным мундиром. Здесь герой с возмущением говорит, что строгие ценители и судьи, дожившие до седин, отрицая и пресекая в молодежи любовь к наукам и искусствам, понимают и поощряют только одну страсть к мундиру, то есть к муштре, отсутствию собственных мыслей, самостоятельной жизненной позиции. На мой взгляд, Чацкий в комедии выступает как бунтарь- одиночка, наивно полагающий, что «век нынешний» уже сделал свои завоевания: «Хоть есть охотники поподличать везде, Да нынче смех страшит и держит стыд в узде»
эволюция образа Чацкого на протяжении комедии – от молодого романтика до разочарованного безумца В первых сценах комедии Чацкий выступает как мечтатель, романтик. Он верит в возможность нравственного перевоспитания погрязшего в пороках общества. Потому, как мне кажется, герой вступает в спор с Фамусовым, адресуется со своими обличениями к Скалозубу, раскрывает перед Софьей мир своих чувств и переживаний. Однако иллюзии Чацкого вскоре рассеиваются – герой сталкивается с мыслями и взглядами Скалозуба и Молчалина. Эти люди, столь желанные в доме Фамусова, являются ровесниками Александра Андреевича, но их взгляды и мышление – это «век минувший».
Чацкий превосходно понимает свою несовместимость с миром фамусовых, молчалиных и скалозубов. Оболганный и оскорбленный обществом, он убеждается в безнадежности своей проповеди. Надежды и мечты Чацкого терпят крушение. Он понимает, что обманывался в своих чувствах. К финалу комедии интонация и лексика монологов Чацкого резко меняется. Герой полностью избавляется от иллюзий, но не отказывается от убеждений. Гуманист, защитник свободы и независимости личности, Чацкий резко выступает против крепостного права, пропагандирует идею национальной самобытности русского народа, рабской морали москвичей противопоставляет высокое понимание чести, долга, общественной роли личности.
Взгляды Чацкого – насущная потребность общества (патриотизм, приоритет долга и чести, человеческая порядочность и чувство собственного достоинства ) С особой силой живой и мужественный характер героя выявляется в его последнем монологе. «Не образумлюсь», - говорит он Фамусову. Здесь Грибоедов подчеркивает стойкое неприятие прозревшим героем фамусовского мира, его непримиримость с этим миром: Мечтанья с глаз долой, и спала пелена… Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!.. Таким образом, в финале комедии, разгромленный и подавленный. Чацкий бежит из Москвы. Однако он не меняет своих взглядов и не предает своих убеждений. Весь круг идей Чацкого сосредоточен на главных для России проблемах: общественный прогресс, социальная и нравственная справедливость, счастье Отечества и народа как условие личного счастья каждого.
Заключение Остроумный Чацкий высмеивает пороки своего общества, в котором не понимают его страдания. Нашему герою хочется вылить все, что накопилось у него на душе. Ему хочется поведать свои страдания из-за того, что светское общество преклоняется перед всем иностранным. Он хочет рассказать о том, что должен честно служить отечеству. В Чацком меня привлекает верность в дружбе, горячая искренность в любви. Он глубоко понял смысл жизни. Чацкий не терпит несправедливость, унижение. Как жаль, что такие люди встречаются редко!
продолжи афоризм, вспомни, из чьих уст он звучит. 1. Счастливые часов … 2. Грех не беда, … 3. Подумаешь. … 4. А горе … 5. Мне все равно, … 6. - Где ж лучше? … 7. И грянул вдруг … 8. Сон … 9. Служить бы рад, … 10. Свежо предание, … разминка