Комуникативная направленность работы по развитию речи детей с аутизмом.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Речь детей с РДА Горбачева Л.И.. Этапы становления речи детей по А.Н. Леонтьеву 1-й – подготовительный – до 1 года; 2-й – преддошкольный – от 1 года до.
Advertisements

Ранний детский аутизм. Детский аутизм – это искажённое развитие всех психических процессов - Синдром Каннера - Синдром Аспергера - Синдром Ретта.
«Хожу, где вздумается, гуляю сам по себе» Подготовили: учитель-логопед О.А. Бухтоярова учитель-дефектолог Е.В. Малахова.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
1 ) Проблема в психическом развитие. 2) Какие нарушения связаны с отставанием психического развития ? 3 ) По какому принципу идут нарушения. 4) Из - за.
Особенности речевого развития детей 4-5 лет. У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает.
Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание В.П. Критская, Т.К. Мелешко, Ю.Ф. Поляков М.; Изд-во МГУ, 1991.
Дошкольное отделение МБОУ «Гончаровская СОШ» Презентация учителя-логопеда Блиновой Татьяны Александровны ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ: понятие причины виды.
Педагогический совет Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Заикание Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Особенности развития детей 2-3 лет Уйменова Елена Юрьевна педагог-психолог МБДОУ детского сада «Берёзка» Prezentacii.com.
Зачем нужен логопед в детском саду?. Известно, что детский возраст наиболее благоприятен для формирования восприятия и воспроизведения речи. Речь ребенка.
Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагог-психолог: Загородина Е.С.
От развития движений к развитию интеллекта. Возможность развития заложена природой, а само развитие разворачивается только при определенных внешних условиях.
Педагог-психолог А.В. Подковырова АДАПТИРУЕМСЯ ВМЕСТЕ! АДАПТИРУЕМСЯ ВМЕСТЕ!
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
Выполнила : Студентка 205 группы Лечебного факультета Джиоева Надежда.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ. * Олигофренопедагогика * ( от греч. Olygos – малый и phren – ум ) * это педагогическая наука о воспитании.
Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Транксрипт:

Комуникативная направленность работы по развитию речи детей с аутизмом

Историческая справка Аутизм, сложное психическое расстройство, возрастающая мировая проблема. В США она уже приобрела формы эпидемии. Ученые считают, что от раннего детского аутизма («Аутичность», от греческого «сам») страдает каждый сотый человек. Заболеванию характерный большой спектр расстройств от проблем в общении к более трудным состояниям, при которых больные не способны выполнять простые действия и даже разговаривать. Для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятие, внимания, моторики, речевого развития и памяти.

Специалисты выделяют три основные области, в которых аутизм проявляется наиболее выражено: язык и коммуникация воображение и эмоциональная сфера социальное взаимодействие Ряд ученых считают, что аутизм не является психиатрической болезнью, это комплекс биологических нарушений в организме. По их мнению, считать, детей с аутизмом психически неполноценными ошибочно. Ребенок психически здоровый, но живет как бы в параллельном мире. Их мир для большинства людей не доступный. Дети смотрят «вглубь себя» и закрытые для общения. Это не дает возможности ребенку общаться с окружающими, учиться, развивать привычки, необходимые для полноценного пребывания в социуме. Такие дети отстают в развитии. Применение психиатрического лекарства еще больше закрывает его от внешнего мира и со временем он может превратиться на «растение».

Причины возникновения заболевания Сначала аутизм считался только психиатрической или психологической проблемой, его даже довольно долго путали с шизофренией. Потом во всем предъявляли обвинение к родителям, которые мало уделяли внимания ребенку. Существует теория, по которой аутизм это не болезнь, а симптоматика, которую сокращенно назвали одним словом, причиной ее есть многочисленные проблемы. Считается, что аутичное поведение является интегральным расстройством с разной этиологией и патогенезом. Природу этого явления до сегодняшнего дня досконально не изучено, как с ним бороться также никто достоверно не знает. Аутизмом сейчас называют все, чему не обнаружилось объяснение. Известно также, что аутизм наблюдается у первенцев и единых детей в семье.

Причины возникновения заболевания Одна из самых распространенных гипотез заключается в том, что это отклонение в развитие вызвано генетическими нарушениями. Результатами длительных исследований которые проводил Международный консорциум по молекулярному и генетическому изучению аутизма, стало утверждение, которые подтверждают причины возникновения данного заболевания в следствии аномалий на человеческих хромосомах 2 и 17 ( пар) на которых есть участки, которые под влиянием неблагоприятных факторов вызывают склонность к аутизму. Кроме этого установлено, что в среднем мозг аутистов на 10% больше "нормальных" показателей. Большим есть и размер мозжечковой миндалины, которая принимает участие в обработке эмоциональной информации. Найдены серьезные изменения в химическом составе мозга. Навязчивые состояния аутистов связаны с низким содержимым серотонина в мозге, а боязливость общества зависит от содержимого окситоцина, которого называют "молекулой коммуникативности".

Критерии диагностики, основные проявления Ранний детский аутизм встречается в 2-4 случаях на населения, а сочетание аутизма с умственной отсталостью – до 20 на Преобладает это расстройство у мальчиков, в соотношении 4:1. Постановка диагноза детского аутизма (синонимы: РДА, синдром Каннера) основывается на наличии трех основных качественных нарушений: недостаток социального взаимодействия; недостаток взаимной коммуникации,; наличие стереотипных форм поведения; Они являются общими чертами индивидуального развития и проявляются во всех ситуациях, хотя могут варьировать по степени выраженности. Независимо от наличия или отсутствия умственной отсталости, эпилептических приступов, врожденной краснухи, церебрального липидоза, фрагильной Х-хромосомы, которые нередко сопровождают детский аутизм, расстройство определяется только по наличию особенностей поведения, не соответствующих умственному развитию. Обычно эти особенности проявляются уже на первом году жизни, а к третьему году становятся очевидными.

Классификация аутистических расстройств Основа успешного лечения - выяснение причин аутизма, который сделать очень сложно. Различают больше десятка основных клинических проявлений аутизма,а если учесть все их объединение, то возникают сотни вариантов. Поэтому выделим 5 наиболее распространенных. Детский аутизм; Атипичный аутизм; Синдром Ретта; Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и двигательными стереотипиями; Синдром Аспергера.

Несформированность коммуникативного поведения- основная специфика аутизма К характерным признакам раннего детского аутизма принадлежит нарушение речи, который отображает основную специфику аутизма, а именно – не сформированность коммуникативного поведения. Поэтому у детей с аутизмом, прежде всего, затронуто развитие коммуникативной функции речи и коммуникативного поведения в целом. Гуление и лепет появляются позже или отсутствуют, лепет не обращен ко взрослому, ребенок не повторяет услышанные звуки, слова. У многих детей речь вообще не развивается или ребенок вырабатывает свой собственный, «птичий», понятный только ему. Если же слова появляются, то происходит это раньше или позже обычных сроков. Это могут быть какие-то сложные, редкие слова, причем ребенок произносит их очень четко. Некоторые слова могут появляться, а затем надолго исчезать из словаря. Речь может быть монотонной, отсутствует мелодичность, она очень быстрая или медленная, неритмичная, с проживанием слов, или слова произносятся по слогам, словно выдавливаются, при этом отсутствует сопроводительная жестикуляция.

Несформированность коммуникативного поведения- основная специфика аутизма Словарь может быть большим, но слова часто не связывается между собой. Возможно и словотворчество – придумывание своих названий предметам или особенное использование слов, например, ребенок может называть цвета по-своему: красный цвет – фруктовый, яблочный; синий – как небо. Долгое время ребенок не использует местоимение «Я», а говорит о себе во 2-м или 3-м лице, буквально повторяя фразы, с которыми к нему обращались раньше: «Коля хочет гулять», «Идешь домой», «Садись». Очень характерно не построение своих фраз, а использование заученных, услышанных ранее (часто это цитаты из мультфильмов или рекламы), причем повторяет их ребенок с той же интонацией, хотя уже в другом контексте, сразу как услышит или через какое-то время! Каннер считал, что смысл этих отсроченных эхолалий может быть понят, если знать, в какой конкретной ситуации данная фраза была услышана в первый раз. Для ребенка трудным бывает овладение словом «да», вместо которого он часто повторяет обращенный к нему вопрос: «Пойдем гулять?». Часто может создаться впечатление, что ребенок хорошо владеет речью, поскольку, благодаря великолепной памяти, он может запоминать длинные предложения, стихи, целые страницы из книг и затем их точно воспроизводить.

К.С. Лебединская и О.С. Никольский выделяют четыре группы аутичних детей с разными типами поведения: Первая группа: отличается отсутствием языка, полевым поведением, почти полным отчужденным от мира, не демонстрирует избирательности в контактах с окружающим. Часть детей начинает говорить в раннем возрасте, но потом речь постепенно или в результате стресса исчезает. Внутренняя коммуникативная речь может развиваться, но проявить его возможно лишь после продолжительно знакомства с ребенком. Наблюдается страх звуков, прикосновенья. 2. Вторая группа: непринятие никаких контактов и изменений, которые не нравятся ребенку. Активное стремление сохранить постоянность окружающей среды, коммуникативных и речевых форм. Речь скандированная. Основная проблема - экстремальная избирательность. Бытовые навыки усваиваются тяжело, но крепко. Большое количество двигательных стереотипов. Невербальный интеллект может быть в норме.

3. Третья группа: выглядят очень товарищескими. Эти дети погружены в одну и ту же дело, много и хорошо говорят, но обращаются к абстрактному собеседнику. Им не нужный обратной контакт, они резко стремятся, чтобы их поняли. Речь монологическая, словарный запас богатый, язык является для них ауто стимуляцией, а не источником информации (при этом стимулом часто выступает вербальная агрессия - любят говорить о том, что имеет для них отрицательная окраска). 4. Четвертая группа: аутизм в наиболее легкой форме, дети похожие на заторможених, отсталых в психическом развитии. Чувствительные. Речь замедленная. Легче устанавливают контакт глаз. Способности выражаются в менее стереотипной форме. Дети не создают артистичной защиты, авто стимулирующих форм поведения. Очень зависимые от эмоционального контакта с близкими, от их поддержки. Этапы развития максимально приближены к нормы

Полезный опыт: Этапы преодоления негативного влияния проявлений РДА Установить опыт комфортного общения РАЗВИТИЕ АКТИВНОГО И ОСМЫСЛЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ УСТАНОВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИХОЛДИНГ - ТЕРАПИЯРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Перспективы людей, имеющих ранний детский аутизм Постепенно ребенок может развить, иногда достаточно глубокие и прочные связи с родителями, братьями и сестрами. Многие дети в дошкольный период заметно меняются, улучшается их социальная адаптация, они могут не выглядеть детьми, имеющими тяжелые нарушения. Ребенок может лучше воспринимать обращенную речь и устанавливать контакты, но отсутствие взаимности в отношениях сохраняется.

Лечение аутизма Медикаментозная терапия назначается по синдромальному принципу, направлена на уменьшение симптомов, дополнительно ухудшающих социальную адаптацию ребенка, например, выраженные агрессия, саморазрушающее поведение, импульсивность, гиперактивность. При наличии эпилептических приступов показаны противоэпилептические препараты. Стационарное лечение ребенка с аутизмом, если в нем возникает необходимость, не должно быть длительным. Но надо иметь в виду, что обычно детей стационируют без родителей, то есть происходит резкая сепарация, разделение, которые являются дополнительной, часто значительной травмой для ребенка.

Спасибо за внимание!!!