Проект по краеведению на тему « Вклад Чернышевского Н. Г в литературу и публицистику.» Выполнили : ученицы 10 « А » класса Ларина Ксения, Коробкина Оксана, Танаева Наталь я.
Содержание. 1. Введение 2. Семья 3. Образование 4. Ссылка Н. Г. Чернышевского 5. Роль Чернышевского в журнале « Современник » 6. Чернышевский в экономической сфере 7. Публицистическое мастерство 8. Роман « Что делать ?» 9. Заключение 1 0. Список используемой литературы 1 1. Приложение
Введение. Мы выбрали именно эту тему, потому что все знают Саратовский Государственный Университет им.Чернышевского, который является одним из крупнейших и научных центров в России. Нам стало интересно почему университет назван именем Николая Гавриловича Чернышевского и какой вклад в науку он внес. Цель: Узнать какими литературными произведениями он прославился и какой вклад внес в публицистику. Задачи : 1. Узнать биографию Николая Гавриловича Чернышевского; 2. Выяснить по каким причинам Чернышевского отправили в ссылку; 3. Определить роль Чернышевского в журнале «Современник»; 4. Узнать историю написания романа «Что делать?»; 5. Достижения в экономике и публицистике. Актуальность Актуальность этой работы в том, что Николай Гаврилович Чернышевский был нашим земляком. Много лет назад Чернышевский мечтал о том, какой будет жизнь в будущем. Причем не только мечтал. Он напряженно искал пути для того, чтобы сделать нашу жизнь справедливой и счастливой. Человек, написавший «свобода выше всего, даже и жизни», отдал и свободу, и жизнь во имя приближения того будущего для своей страны, о котором мечтал. Николай Гаврилович сделал большой вклад в литературу и публицистику. И мы должны знать, помнить и гордиться таких великих людей.
Семья. Николай Гаврилович Чернышевский родился 12(24) июля 1828 года и на другой день крещен в располагавшейся неподалеку от дома его родителей Сергиевской церкви. Отец его, Гаврила Иванович, был родом из села Чернышёва Чембарского уезда Пензенской губернии. Название села и послужило основой для фамилии Чернышевский. Женившись в 1818 году на старшей дочери саратовского священника Голубева, Гаврила Иванович наследовал его приход и стал священником Сергиевской церкви. Умный, тактичный, в высшей степени доброжелательный, Гаврила Иванович по праву занял в доме место главы семейства, приняв на себя заботы не только материальные, но и духовно - воспитательные. Первоначальное образование Николай Гаврилович получил дома под руководством отца.
Образование. Во время поступления в семинарию в 1842 году юноша имел серьёзные познания в латыни, греческом языке, математике, истории, географии и других предметах по курсу духовного училища. В частном пансионе Чернышевский обучался французскому языку. Среднее образование Чернышевский получил в тиши мирно жившей семьи, миновав ужасную бурсу дореформенной эпохи и низшие классы семинарии. В учился в Саратовской духовной семинарии, поступив в 14 лет прямо в старшие классы и приводя учителей в изумление своими обширными знаниями. Товарищи его обожали : это был всеобщий поставщик классных сочинений и усердный репетитор всех обращавшихся к нему за помощью. В 1846 отправился в Петербург, где поступил в университет, на историко - филологический факультет. В 1850 окончив курс кандидатом, получает назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 приступает к работе. Здесь молодой учитель использует свое положение для проповеди революционных идей.
Ссылка Чернышевского. С сентября 1861 находится под тайным надзором полиции. Шеф жандармов Долгоруков дает такую характеристику Чернышевскому : « Подозревается в составлении воззвания Великорусс, в участии составления прочих воззваний и в постоянном возбуждении враждебных чувств к правительству ». Подозревался в причастности к пожарам 1862 г. в Петербурге. В мае 1862 « Современник » был закрыт на 8 месяцев. 12 июня 1862 Чернышевский арестован и размещён в одиночную камеру под стражей в Алексеевском равелине Петропавловской крепости по обвинению в составлении прокламаций « Барским крестьянам от доброжелателей поклон ». Воззвание к « Барским крестьянам » было переписано рукою Михайлова и передано Всеволоду Костомарову, оказавшемуся, как потом выяснилось, провокатором. В служебной документации и переписке между жандармерией и тайной полицией назывался « врагом Российской империи номер один ». Поводом для ареста послужило перехваченное полицией письмо Герцена к Н. А. Серно - Соловьевичу, в котором упоминалось имя Чернышевского в связи с предложением издавать запрещенный « Современник » в Лондоне. Следствие продолжалось около полутора лет. Чернышевский вел упорную борьбу со следственной комиссией, опровергая фальшивые документы и 7 февраля 1864 года сенатом был объявлен приговор по делу Чернышевского : ссылка на каторжные работы сроком на четырнадцать лет, а затем поселение в Сибири пожизненно. Александр II уменьшил срок каторжных работ до семи лет, в целом Чернышевский пробыл в тюрьме и на каторге свыше двадцати лет. 19 мая 1864 в Петербурге на Мытнинской площади состоялась гражданская казнь революционера, которая, по словам Герцена, превратилась в позор для ее устроителей, народ приветствовал осужденного. Был отправлен в Нерчинскую каторгу ; в 1866 переведен в Александровский завод Нерчинского округа, в 1871 в Вилюйск. В 1874 году ему официально предложено освобождение, но он отказывается подать прошение о помиловании. Организатором одной из попыток освобождения Чернышевского (1871) из ссылки был Г. А. Лопатин. В 1875 освободить Чернышевского попытался И. Н. Мышкин. В 1883 Чернышевского перевели в Астрахань ( по некоторым данным, в этот период переписчиком у него работал К. М. Фёдоров ). Благодаря хлопотам семьи, в июне 1889 переезжает в Саратов, но уже осенью того же года умирает от кровоизлияния в мозг. Был похоронен в городе Саратове на Воскресенском кладбище.
Роль Чернышевского в журнале « современник ». В начале 1854 он перешел в журнал « Современник », где в 18551862 являлся руководителем. « Современник », литературный и общественно - политический журнал, выходивший в Петербурге в 1836; до раза в год, затем ежемесячно. Публиковал стихи, прозу, критические, исторические, этнографические и др. материалы Журнал « Современник » занимает центральное место среди подцензурных революционно - демократических изданий в России середины XIX в. Журнал последовательно защищает интересы крестьян основной общественной силы, боровшейся за уничтожение феодально - крепостнического строя. Это направление придала « Современнику » новая редакция, в состав которой вошли Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. В эти годы в « Современник » пришли Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов, которые превратили журнал в трибуну передовой мысли, в орган революционных демократов. В 1854 г., вступая в редакцию « Современника », Чернышевский был уже убежденным революционером. Первые годы он вел в журнале литературно - критический отдел, продолжая традиции боевой критики Белинского. Анализируя то или иное литературное произведение, Чернышевский в своих статьях стремился раскрыть сущность общественных явлений, донести до свои революционные взгляды. Чернышевский сразу же стал одним из основных сотрудников « Современника ». В 1854 г. он печатался почти в каждом номере журнала и поместил в нем до двадцати рецензий. Уже первые статьи Чернышевского в « Современнике » обратили на себя общественное внимание. От выступлений Чернышевского в « Современнике » повеяло силой и свежестью. Его статьи и рецензии отличались поразительной эрудицией, глубиной мысли » принципиальностью и, главное, последовательным и боевым демократическим направлением. Естественно, что они сразу вызвали нападки со стороны враждебной критики. « Современник » под руководством Некрасова, Чернышевского и Добролюбова стал ярко выраженным политическим журналом, и это сделало невозможным участие в нем либеральной группы сотрудников.
Чернышевский в экономической сфере. Как экономист, Чернышевский занимает выдающееся место в русской литературе. Принадлежа по своим воззрениям к школе так называемых социалистов - утопистов, он подверг остроумной критике основные положения господствовавшей в его время " манчестерской " школы политической экономии, оставаясь всегда самостоятельным, оригинальным мыслителем. Пользуясь крайне несовершенным " гипотетическим " методом, он тем не менее пришел к открытиям, которыми предвосхитил многие выводы творцов научного социализма, опубликовавших свои главные труды в то время, когда литературная деятельность Чернышевского уже прекратилась. Блестящая критика принципа разделения труда, так называемого закона Мальтуса, значения наемного труда и соперничества в современном производстве, влияния технического прогресса на положение рабочего класса напоминает лучшие страницы " Капитала " ( К. Маркса ), вышедшего в свет на 6 лет позже " Очерков из политической экономии " Чернышевского ( Ранние произведения К. Маркса и Родбертуса не были известны Чернышевскому, как и большинству экономистов того времени.) Недаром авторитетнейший представитель научного социализма, которого никак уж нельзя обвинять в склонности расточать незаслуженные похвалы, отозвался о Чернышевском, как о " великом русском ученом и критике, мастерски осветившем банкротство буржуазной экономии " ( предисловие к 2 изданию I тома " Капитала "). Свои экономические воззрения Чернышевский изложил в ряде статей, помещенных в " Современнике " с 1857 по 1862 гг., но главным образом в " Примечаниях " к первой книге русского перевода " Оснований политической экономии " Милля и в " Очерках из политической экономии ", представляющих собою критическое изложение остальных книг Милля (" Современник ", ).
Публицистическое мастерство. В основе публицистики Чернышевского высокая идейность, стремление верно служить родине, неподдельный патриотизм. Это, прежде всего, тенденциозность в отстаивании жизненно важных проблем, постоянное стремление глубоко изучить то, о чем пишешь, величайшая страстность, непримиримость, смелость в борьбе с идейными противниками. Их отличали такие качества, как стремление к глубокому анализу происходящих процессов, уменье находить главную проблему и делать ее центром рассуждения, искусство мыслить диалектически. В статьях Чернышевского, которому приходилось больше всего писать по проблемам философии, политической экономии, социологии, можно встретить, на наш сегодняшний взгляд, излишне пространные рассуждения, « растянутость » изложения. Почти всегда, правда, каждое такое « излишество » объяснимо стремлением публициста разъяснить смысл далеко не простых философских, экономических категорий, чтобы они были понятны всем. Для Чернышевского были характерны ненависть к напыщенности, фразерству, празднословию или « суемудрию », как тогда было принято говорить.
Роман « Что делать ?» Чернышевский писал роман, находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, с 14 декабря 1862 года по 4 апреля го. С января 1863 года рукопись частями передаётся в следственную комиссию по делу Чернышевского ( последняя часть была передана 6 апреля ). Комиссия, а вслед за ней и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и дали разрешение к печати. Оплошность цензуры вскоре была замечена, ответственного цензора Бекетова отстранили от должности. Однако роман уже опубликован в журнале « Современник » (1863, ¹ 35). Несмотря на то, что номера « Современника », в которых печатался « Что делать ?», оказались под запретом, текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний. Писатель обобщил жизненный опыт нового молодого поколения людей - созидателей ( а не только « нигилистов »!), художнически « просветил » их духовный мир, запечатлел интеллектуальный « взрыв » в среде разночинной интеллигенции, прославил социализм, революцию и революционеров.
Заключение. Подводя итоги всей работы мы выяснили какими литературными произведениями он прославился, каких успехов он достиг в экономике и почему его называют великим писателем. В работе мы знакомимся с биографией и трудностями его жизни. Теперь мы понимаем почему Саратовский Государственный университет назван именем Чернышевского. И считаем, что он внес большой вклад в литературу и публицистику.
Список используемой литературы. Литература 10 класса: Учебник для общеобразовательных учреждений"ТИД "Русское слово - РС", Чернышевский Н.М. Повесть о Чернышевском Чернышевский Н.Г. Прекрасное есть жизнь.1978 Энциклопедический словарь "История Отечества« Большая советская энциклопедия
Приложение.