Маневрирование и пилотаж вертолета Практическая аэродинамика вертолета Ми-17
По виду и расположению траектории маневры подразделяются на: Маневры в горизонтальной плоскости: горизонтальные разгон и торможение; горизонтальные разгон и торможение; виражи и развороты; виражи и развороты; восьмерки, змейки. восьмерки, змейки. Маневры в горизонтальной плоскости: горизонтальные разгон и торможение; горизонтальные разгон и торможение; виражи и развороты; виражи и развороты; восьмерки, змейки. восьмерки, змейки. Маневры в вертикальной плоскости: горка; горка; пикирование. пикирование. Маневры в вертикальной плоскости: горка; горка; пикирование. пикирование. Пространственные Пространственные маневры : спираль; спираль; разворот на горке. разворот на горке. Пространственные Пространственные маневры : спираль; спираль; разворот на горке. разворот на горке.
Разгон Для выполнения разгона необходимо увеличить составляющую силу тяги, направленную вдоль траектории полета. Для увеличения этой силы летчик должен наклонить вертолет отклонением РУ от себя. Вследствие увеличения наклона силы тяги НВ вместе с наклоном вертолета вертикальная составляющая тяги уменьшается и вертолет имеет стремление к снижению, которое необходимо парировать увеличением ОШ НВ. Для выполнения горизонтального разгона с предельным темпом летчик должен увеличить мощность двигателей до взлетной за время 9-10 с с одновременным увеличением угла тангажа на пикирование до Особое внимание при этом необходимо обращать на обороты НВ, не допуская их выхода за допустимые минимальные значения. Схема сил, действующих на вертолет на разгоне Время разгона вертолета с предельным темпом в диапазоне скоростей км / ч составляет с. Максимальное возрастание скорости за одну секунду в среднем составляет 6-9 км / ч.
Разгон Зависимость набора высоты или снижения вертолета от скорости полета и угла тангажа В разрешенном диапазоне углов тангажа время разгона практически зависит от угла тангажа. Разгон с небольшими отрицательными углами тангажа, не превышающими 10 0, до крейсерских скоростей полета, сопровождается набором высоты. Разгон от крейсерской скорости до максимальной, а также разгон с большими отрицательными углами тангажа ( ) во всем диапазоне скоростей приводит к снижению вертолета, что важно учитывать при выполнении разгона на малых высотах.
Торможение Для уменьшения скорости в горизонтальном полете необходимо увеличить угол тангажа и уменьшить ОШ НВ. Чем больше увеличение тангажа на кабрирование, тем больше потребное для горизонтального торможения уменьшение ОШ НВ, тем интенсивнее будет происходить торможение за счет возникновения продольной составляющей силы тяги НВ, совпадающей по направлению с силой сопротивления вертолета. Для выполнения интенсивного торможения со скоростей, близких к максимальным, летчик должен увеличить угол тангажа на от исходного значения за время примерно 8-12 с с одновременным уменьшением ОШ НВ. Уменьшение ОШ при этом может достигать до 2,5-3 0 по указателю. Особое внимание при этом необходимо обращать на обороты НВ, не допуская их выхода за допустимые максимальные значения. Схема сил, действующих на вертолет на торможении Среднее время горизонтального торможения со скорости 220 до 60 км / ч с предельным темпом может достигать 28 с.
Разгон и торможение Типичное изменение кинематических параметров при разгоне и торможении вертолета
Разгон и торможение Область возможных значений тангенциальной перегрузки для разгона и торможения при различных скоростях горизонтального полета вертолета
Разгон и торможение Зависимость пути от времени разгона или торможения с максимальным темпом на крейсерской скорости полета
Вираж Вираж – это полет вертолета в горизонтальной плоскости по замкнутой окружности с постоянным креном и поступательной скоростью без скольжения. Схема сил, действующих на вертолет при выполнении виража
Вираж Ввод в вираж выполняется координированным отклонением РУ и педалей. При вводе в левый вираж вертолет имеет тенденцию к изменению угла тангажа на пикирование, а при вводе в правый – на кабрирование. За до намеченного ориентира или заданного направления координированным отклонением РУ и педали в сторону, обратную вращению, начать вывод вертолета из разворота с таким расчетом, чтобы к моменту выхода вертолета на заданный ориентир крен был убран полностью. Форсированные виражи и развороты с креном до 45 0 разрешается выполнять как при постоянном значении ОШ НВ, так и с изменением его положения в процессе разворота. При скоростях ввода менее 200 км / ч форсированный разворот выполнять при постоянном значении ОШ, а на скоростях ввода км / ч - как при постоянном значении ОШ, так и с уменьшением его на по УШВ. По достижении скорости 100 км / ч плавным отклонением РУ от себя прекратить дальнейшее уменьшение скорости.
Вираж Характеристики правильного виража вертолета
Спираль Спираль – маневр, сочетающий вираж с набором высоты или снижением, при выполнении которого вертолет движется по спиральной траектории. Основное назначение спирали – набор высоты или снижение в ограниченном пространстве. Установившаяся правильная спираль выполняется с постоянными значениями угла крена, поступательной и вертикальной скорости, без скольжения. При прочих равных условиях разворот в спирали осуществляется с меньшим радиусом и за меньшее время, чем в вираже, благодаря искривлению траектории маневра не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскостях. Схема выполнения спирали
Спираль Зависимость вертикальной скорости от угла крена и скорости полета при выполнении спирали
Пикирование Пикирование – это вертикальный маневр, сопровождающийся быстрым уменьшением высоты и нарастанием скорости полета. Маневр состоит из криволинейных участков ввода и вывода и наклонного прямолинейного участка снижения с постоянным углом пикирования. Схема выполнения пикирования
Пикирование Пикирование в зависимости от высоты и исходной скорости горизонтального полета выполнять с изменением углов тангажа, не превышающим значений, указанных в таблице. Высота полета, м Максимальные значения угла тангажа, от исходного, 0, при скорости ввода, км / ч 150 и менее До Ввод в пикирование с горизонтального полета с изменением углов тангажа до 20 0 выполнять за время не мене 5-6 с с отклонением РУ от себя при постоянном значении ОШ. При вводе в пикирование наблюдается увеличение оборотов НВ на 1-2%. Для ввода в пикирование с разворота с креном до 30 0 необходимо плавным отклонением РУ от себя создать заданный угол пикирования с одновременным выводом из крена.
Пикирование Максимальные скорости начала вывода в зависимости от изменения угла тангажа на пикировании и высоты полета приведены в таблице. Высота, м Изменение угла тангажа, До При достижении заданной скорости пикирования или высоты начала вывода из пикирования с учетом просадки на выводе отклонением РУ на себя при постоянном значении ОШ начать вывод вертолета из пикирования. Вывод осуществлять за время не менее 8-9 с, не допуская увеличения оборотов НВ более 103%.
Пикирование Потеря высоты при выводе из пикирования (просадка) за время 8-9 с в зависимости от скорости начала вывода и изменения угла тангажа на пикировании приведена в таблице. Скорость начала вывода, км / ч При изменении угла тангажа на пикировании, При достижении на выводе из пикирования угла тангажа на кабрирование 10 0 и прекращении снижения вертолета плавным отклонением РУ от себя перевести вертолет в горизонтальный полет, не допуская уменьшения оборотов НВ менее 89%.
Пикирование Типичное изменение кинематических параметров продольного движения при выполнении пикирования на вертолете
Пикирование Зависимость ускорения на траектории пикирования от угла пикирования вертолета
Пикирование Зависимость потери высоты при выводе из пикирования от параметров выполнения маневра
Горка Горка является составным этапом боевого маневрирования и применяется для быстрого набора высоты. Она состоит из криволинейных участков ввода и вывода, а также наклонного прямолинейного участка набора высоты. Схема выполнения горки
Горка Ввод в горку производить с горизонтального полета отклонением РУ на себя. Рекомендуемая скорость ввода в горку не менее 150 км / ч. Темп и величина отклонения РУ на себя должны быть такими, чтобы вертолет достигал изменения угла тангажа на 20 0 за время не менее 6-7 с. Ввод и вывод из горки производить при постоянном значении ОШ НВ. При достижении заданного угла кабрирования незначительным отклонением РУ от себя зафиксировать этот угол. Вывод из горки начинать при достижении скорости км / ч. Для вывода отклонить РУ от себя с темпом, обеспечивающим выход вертолета на режим горизонтального полета за время не менее 5-6 с, не допуская уменьшения скорости менее минимальной для данной высоты.
Горка Средние значения набора высоты и времени выполнения горок с исходных высот до 1000 м и скоростей ввод км/ч при соответствующем изменении угла тангажа на кабрирование от исходного приведены в таблице. Скорость ввода, км / ч Изменение угла тангажа, 0 Набор высоты за горку, м Время выполнения горки, с
Горка Типичное изменение параметров продольного движения при выполнении горки на вертолете
Горка Зависимость набора высоты от параметров выполнения горки на вертолете: а) V выв =100 км / ч, n у вв =1,5, n у выв =0,7; б) n у вв =1,5, n у выв =0,7; б) 20 0, n у вв =1,5, n у выв =0,7; в) V выв =100 км / ч, n у выв =0,7; в) V выв =100 км / ч, 20 0, n у выв =0,7; г) V выв =100 км / ч, n у вв =1,5. г) V выв =100 км / ч, 20 0, n у вв =1,5. Для увеличения набора высоты при выполнении горки целесообразно: увеличивать скорость ввода; уменьшать скорость вывода; уменьшать нормальную перегрузку при вводе; уменьшать нормальную перегрузку на выводе; уменьшать угол кабрирования.
Горка Вывод из горки сопровождается двойным управляющим действием летчика – вначале РУ отклоняется от себя, а затем для прекращения пикирования – на себя. Если первое управляющее действие будет сопровождаться уменьшением ОШ, то нормальная перегрузка, действующая на вертолет резко уменьшится до 0,2-0,5 ед, приближая вертолет к состоянию невесомости. В этом случае средний угол соконусности НВ также уменьшается, а при отклонении РУ на себя конус НВ заваливается назад и концы лопастей проходят в опасной близости от хвостовой балки. При резком отклонении РУ от себя для вывода вертолета из горки, уменьшении ОШ и последующим резком взятии РУ на себя до упора опасность удара лопастей НВ по хвостовой балке становится реальной. Зависимость расстояния от концов вращающихся лопастей до хвостовой балки от угла отклонения автомата перекоса
Разворот на горке Разворот на горке применяется для быстрого разворота после набора высоты на горке Схема выполнения разворота на горке
Разворот на горке Разворот на горке выполняется при постоянном значении ОШ НВ. Рекомендуемая скорость ввода в горку км / ч. При достижении скорости на горке 120 км / ч отклонением РУ и педали в сторону разворота ввести вертолет в разворот с креном до 30 0 (чем больше угол горки, тем больше должен быть крен на развороте). После достижения заданного крена плавным отклонением РУ от себя уменьшить угол тангажа вертолета, удерживая вертолет в координированном развороте, не допуская уменьшения скорости до 70 км / ч и менее. За до намеченного ориентира координированным отклонением РУ и педали вывести вертолет из разворота в горизонтальный полет на скорости не менее 70 км / ч.