Первый этап прочтение учащимися повести М.Карима «Помилование» Второй этап проведение самого мероприятия Третий этап составления рекомендательного списка литературы для среднего возраста, куда войдут книги башкирских писателей о войне
«Поступай так, чтобы вам не было совестно и стыдно завтра, через десять лет, через сто лет» «В трудные годы надо быть крепче железа» «Нельзя ощущать ответственность только в какие-то определенные моменты, так сказать, «единовременную» обязанность» «Все должное в свой срок свершиться» «Человек не должен жить на земле только ради себя»
Понимание проблемы назначения человека и смысла жизни, богатства его духовного мира и подлинной красоты Восприятие проблем мира и дружбы между народами, патриотизма, человека и человечности
1. Вступительное слово библиотекаря: История создания произведения, дата написания, переводчик, когда и где впервые опубликована, прототипы главных героев. О ком и о чем эта повесть? Почему через сорок лет снова обращается Мустай Карим к теме войны и человека на войне?
а) О чем рассказывает М. Карим в повести? Какой период войны отражен в ней? б)В чем вы увидели своеобразие этого произведения о войне? Каковы особенности сюжета, композиции и конфликта? в) Какие эпизоды в повести произвели на вас наиболее сильное впечатление и почему? г)Каковы жизненные позиции, нравственные идеалы героев повести? д)Как решаются в повести проблемы «Война и человек на войне», «Война и порождающая все прекрасное на земле любовь человеческая»? е)Каково ваше отношение к главным героям повести Любомиру Зуху и Марии-Терезе, Янтимиру Байназарову и Леониду Ласточкину, капитану Р.С.Казарину и комиссару А.Д.Зубкову?
1. Справедливо ли обвинило военное начальство Любомира Зуха в дезертирстве? ( Каково ваше личное отношение к герою) 2. Какова мера вины Л.Зуха в самовольной отлучке и поездке к любимой? (Вы оправдываете его поступок или осуждаете?) 3. Справедлив ли приговор военного трибунала: «За тяжкое воинское преступление... бывший сержант Зух Любомир Дмитриевич по закону военного времени приговаривается к высшей мере наказания.. 4. Вы поддерживаете, или не согласны с решением капитана Казарина в первом и во втором случае? (Как бы вы поступили на месте капитана Казарина?) 5. Как вы оцениваете поведение Буренкина, который считает, что «каждый должен нести ответственность за содеянное». 6. Что заставило его обратиться к капитану Казарину с просьбой: «Милосердие нужно! Прощение! Ошибка не преступление.»
1. Автор пишет, что «Следствие велось всерьез и досконально». Так ли это было на самом деле? 2. Что самое важное и главное не учли при следствии «плотный розовощекий майор с толстыми линзами» и «худой, как хлыст, лейтенант»? 3. Каковы жанровые особенности произведения? (Какие художественные особенности повести делают ее романтической, лирической?)
Подведение итогов по обсуждению. Выводы детей Что дало вам чтение и обсуждение повести?