Л.В.Киселева – учитель русского языка и литературы
2 Показать исключительность чувств лирической героини Марины Цветаевой и в то же время органическую связь ее с философией любви начала 20 века. Закрепить умения интерпретировать поэтический текст. Способствовать воспитанию чувств.
3 1. Организационный момент 2. Сообщение темы и цели урока 3. Актуализация знаний: - экспресс-опрос (слайды) 4. Коллективная работа над темой урока (слайды) 5. Систематизация знаний, обобщение, выводы (слайды) 6. Комментарий домашнего задания 7. Подведение итогов Этапы урока
4 Формы и методы, применяемые на уроке 1. Фронтальный опрос 2. Индивидуальная работа 3. Коллективная работа 1.Объяснительно- иллюстративный 2. Наглядный 3. Словесный 4. Практический 5.Исследовательский
5
6 Мироощущение Романтик, воспринимающий жизнь как дарованное на миг счастье Поэт черпает вдохновение из безмерности своей души Противопоставление «Я» окружающему миру «Одна из всех – за всех – противу всех!» Жизнь и творчество невозможно разделить «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!» «Стихи - есть бытие» «Равенство дара души и глагола – вот поэт»
7 Лирическая героиня Тождественна личности поэта, противопоставлена внешнему миру, порой эгоцентрична, абсолютно искренна, честна, требовательна к себе
8 Вот опять окно, Где опять не спят. Может – пьют вино, Может – так сидят. Или просто – рук Не разнимут двое. В каждом доме, друг, Есть окно такое. Крик разлук и встреч – Ты, окно в ночи ! Может – сотни свеч, Может – три свечи … Нет и нет уму Моему – покоя, И в моём дому Завелось такое. Помолись, дружок, за бессонный дом, За окно с огнём ! 23 декабря 1916 К. Васильев. Ожидание.
9 …Любят ни за что. Любовь есть благодатная излучающая энергия... Величайшая тайна жизни скрыта в том, что удовлетворение получает лишь дающий и жертвующий, а не требующий и поглощающий… Н.Бердяев 1. Прочтите высказывания. 2. Найдите сходные мысли. 3. Какую из формулировок вы предлагаете внести в название карточки?...Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма... В.Соловьёв
10 Вторая учебная ситуация Какое место занимала любовь в жизни Цветаевой? Вчера вечером я вышла из дома, чтобы снять бельё, ибо надвигался дождь. И приняла в свои объятия весь ветер,- нет! весь Север. И это был ты. Я не взяла его домой, он остался на пороге. Он не вошёл в дом, но едва я уснула, он умчал меня с собой в море. И всё ж это называется только так: я люблю тебя. Из письма М.Цветаевой
11 Из письма Марины Цветаевой: «Я - не для жизни.У меня всё пожар! Мне БОЛЬНО, понимаете?Я ободранный человек, а вы все в броне. У меня на глубину НИ-ЧЕ-ГО. Всё спадает как кожа, а под кожей живое мясо или огонь : я - Психея»...