Современный урок литературы как средство развития творческих способностей обучающихся 1
Если ученик не научится в школе сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели делать самостоятельное приложение этих сведений. Л.Н.Толстой 2
Мастер-класс ПРОВЕДЕНИЕ ИМИТАЦИОННОЙ ИГРЫ на примере анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс» 3
М.Ю. Лермонтов Утёс Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне. 4
Находим в стихотворении два эмоциональных полюса (ключевых образа) Утёс Тучка 5
Представим «шаги» анализа в виде таблицы 6
Прием «Двойной дневник» тучка утес 7
Заполняя таблицу, находим в тексте лексические цепочки, связанные с каждым из ключевых образов (полюсов) – и по возможности сразу определяем изобразительные средства и художественные приемы, способствующие возникновению тех или иных ассоциаций, того или иного эмоционального восприятия текста 8
тучка утес лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в тучка (уменьш.суф.) золотая (эпитет) утром умчалась (олицетв.) лазурь весело (эпитет) играя (олицетв.) утес-великан (эпитет) влажный след (эпитет) морщина старый (эпитет) одиноко (эпитет) задумался (олицетв.) плачет (олицетв.) пустыня 9
Следующий шаг: придумываем ассоциации к каждому из ключевых образов («ассоциативный анализ») 10
Молодость, радость бытия тучка легкая светлая Подви- жная Беззабот- ная Легкомыс- ленная Прием «Кластер» 11
Старость, одиночество утес темныйтяжелыйплачущий Страдаю- щий Несчаст- ный 12
тучка утес лексическая цепочка с указанием изобразит. ср- в ассоциации лексическая цепочка с указанием изобразит. ср- в ассоциации тучка (уменьш.суф.) золотая (эпитет) утром умчалась (олицетв.) лазурь весело (эпитет) играя (олицетв.) легкая подвижная легкомысленная светлая молодость беззаботность солнце чистое небо радость бытия (и т.д.) утес-великан (эпитет) влажный след (эпитет) морщина старый (эпитет) одиноко (эпитет) задумался (олицетв.) плачет (олицетв.) пустыня тяжелый темный неподвижный несчастный старость разлука одиночество слезы (и т.д.) 13
Еще раз обращаемся к художественным средствам, проясняющим, уточняющим мысль поэта, и определяем их функцию в стихотворении: Тропы Синтаксические фигуры и приемы Особенности строфики, звукописи и т.д. 14
Антитеза (основа всей художественной системы) туч Ка (уменьш.) – утес-великан умчалась – стоит весело – одиноко играя – плачет Союз «НО» между 1-й и 2-й строфой 15
Эпитеты (делают образы более яркими) тучка золотая весело утес-великан влажный след старый одиноко 16
Олицетворения ( переводят действие в символический план) Ночевала тучка … на груди утеса Умчалась… весело играя …в морщине старого утеса Одиноко он стоит … плачет 17
Синтаксический прием переноса во второй строфе, (выделяет особо значимые слова) Но остался влажный след в морщине// Старого утеса. Одиноко// Он стоит… 18
О чем же это стихотворение? (интерпретация) Об одиночестве. О весне и осени человеческой жизни. А может быть, о свободе и ее пределах? 19
Алгоритм анализа 20
21
22
МОДЕЛИРОВАНИЕ Узник Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногривого коня! Я красавицу младую Прежде сладко поцелую, На коня потом вскочу, В степь, как ветер, улечу. Но окно тюрьмы высоко, Дверь тяжелая с замком; Черноокая далеко, В пышном тереме своем; Добрый конь в зеленом поле Без узды, один, по воле Скачет весел и игрив, Хвост по ветру распустив. Одинок я - нет отрады: Стены голые кругом, Тускло светит луч лампады Умирающим огнем; Только слышно: за дверями, Звучномерными шагами, Ходит в тишине ночной Безответный часовой. (1837) М. Ю. Лермонтов 23
РЕФЛЕКСИЯ Продолжите фразу: «Мастер-класс стал для меня.....» «Я ухожу отсюда с.....» 24
Спасибо, вам всем, уважаемые коллеги. Успехов вам и вашим ученикам. 25