Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор В. А. Федосик
Содержание: Актуальность Цель Задачи Хронологические рамки Научная гипотеза Основные положения
Актуальность: Актуальность данной темы для исторической науки видится в попытке создать новую и оригинальную теорию развития и распространения идеи последовательного дуализма в указанный ниже период. Это даст ключ к пониманию многих религиозных проблем, существовавших в средневековой Европе в дальнейшем. Да и история проблемы влияния противостояния Добра и Зла на человеческие поступки, а, следовательно, и на ход исторических процессов во все времена вызывала, и будет вызывать повышенный интерес.
Цель : Исследовать основные этапы развития и распространения концепции последовательного религиозного дуализма в указанный хронологический период.
Задачи : Выделить основные этапы развития дуалистический последовательной религиозной доктрины в указанный хронологический период. Описать учение, организацию и социальную доктрину дуалистической религиозной ереси на основных этапах развития концепции последовательного дуализма, так как именно эти факторы влияли на распространение и развитие идеи последовательного дуализма. Попытаться определить степень влияния еретических идей данных учений на современную им религиозную и общественную жизнь. Дать характеристику процессу развития и распространения идеи последовательного дуализма в указанный хронологический период.
Хронологические рамки : Хронологические рамки данного исследования обусловлены рождением Мани и появлением манихейского учения, основы для дуалистическийх ересей всего христианского средневековья (первая половина III в. н. э), и возникновением, а также развитием богомильского учения (X- XI вв.), которое во многом стало предвестником Альбигойства в Европе.
Научная гипотеза: Идея последовательного дуализма, окончательно оформившаяся в учении Мани, проникла в средневековую Европу через ереси павликиан и богомилов.
Основные положения: Развитие и распространение концепции последовательного дуализма осуществлялось в рамках религиозных движений, формировавших свою идеологию и социальную доктрину на основе данного принципа. Наиболее яркими и показательными вехами на пути распространения и развития концепции последовательного дуализма на указанном временном отрезке были движения манихеев, павликиан и богомилов. Именно они внесли наибольший вклад в распространение на многочисленные территории дуалистической догмы, а также её теоретическую и этическую разработку.
Основные положения: Социальную базу данных еретических учений в большинстве своём составляли малоимущие слои населения, которые занимали подчинённое положение в данной общественной системе. Это обусловило попытки сформировать альтернативные модели социальной и освящавшей её религиозной организации. Поэтому социальные доктрины, разработанные представителями изучаемых религиозных движений, во многом были направлены на попытку выхода из существующей религиозной, а значит и государственной системы.
Основные положения: Организации религиозных общин были направлены на толкование и распространение еретических идей, проведение обрядов и таинств, экономических и бытовых мероприятий. Павликианские же организации имели и ярко выраженную военную направленность, что свидетельствовало о готовности использовать любые методы для достижения своих целей.
Основные положения: Влияние приверженцев последовательного дуализма на современные им общества всегда было достаточно большим. Манихейство долгое время боролось за право считаться государственной религией в иранских землях, до поры, до времени мирно сосуществуя с зороастризмом. Затем манихейские миссионеры смогли распространить своё учение, как на восточные, так и на западные от Ирана земли. Павликианством были охвачены некоторые византийские императоры, даровавшие еретикам возможность беспрепятственно проповедовать своё учение на подвластных им землях. Богомильство распространилось далеко за пределы болгарских земель, став на долгие годы примером истинного христианского поведения не для одного поколения верующих во Христа.
Основные положения: Концепция последовательного дуализма на протяжении данного хронологического периода подверглась определённым изменениям. Если манихеи и павликиане считали силы зла вечными, непобедимыми и неискоренимыми, то богомилы верили в возможность их изгнания, что свидетельствует об определённом смягчении последовательного дуализма. Однако догмат о сотворении земного мира силами тьмы или при их непосредственном участии оставался незыблемым всё время.
Спасибо за внимание !