Тема 8. Определение себестоимости перевозок по операциям перевозочного процесса Шобанов Андрей Витальевич кандидат экономических наук, доцент
Рекомендуемая литература 1. Себестоимость железнодорожных перевозок. Под ред. Н.Г. Смеховой и А.И. Купорова - М. Маршрут, 2003 г. (Стр ).
Структура лекции 1. Расходы по операциям перевозочного процесса 2. Зависимость себестоимости от дальности перевозки
Операции перевозочного процесса Начальные и конечные Формирование, расформирование и переформирование поездов Передвижение поездов
Распределение расходов по операциям перевозочного процесса Расходы по начально- конечным операциям Расходы по операциям передвижения поездов 17% Е83% Е Е зав нко =30%Е нко Е у-п нко =70%Е нко Е зав пер =50%Е пер Е у-п пер =50%Е пер
Методика расчета себестоимости по операциям перевозочного процесса (расчет на 1000 ткм нетто) ИзмерительЕРС, руб. Расчет измерителей Расходы, руб. Начально-конечные операции (с учетом операций по формированию расформированию поездов) Вагоно-километры на маневрах (nS ман ) е nS ман nS ман =MT ман *V ман *k и *n п е nS ман * nS ман Вагоно-часы (nT ман )е nT nT ман =N в отпр *t гр.оп. е nT * nT ман Количество отправленных вагонов (N в отпр ) е Nотпр 1000* о N в отпр = р ст *l гр е Nотпр * N в отпр Количество грузовых отправок (О) е О 1000* о О= р о *l гр е О * О Маневровые локомотивы-часы (МТ ман ) е МТман MT ман =N в отпр *t ман. е МТман * МТ ман Итого зависящих расходов по начально-конечным операциямΣЕ зав нко Условно-постоянные расходы по начально-конечным операциямΣЕ у-п нко Итого расходов по начально-конечным операциям на 1000 ткм неттоΣЕ нко
Методика расчета себестоимости по операциям перевозочного процесса (расчет на 100 ткм нетто) Измеритель ЕРСРасчет измерителей Расходы Операции по передвижению поездов (с учетом операций по переформированию поездов в пути) Вагоно-километры в поездах (nS) е поезд nS 1000 nS= *(1+ гр пор ) р гр е поезд nS * nS Вагоно-часы (nT)е nT nS nT= *24 S в е nT * nT Локомотиво-км (MS)е MS MS=NS*(1+β од ) е MS *MS Локомотиво-часы (MT)е MТ MS лин MT= *24 S л е MT *MT Бригадо-часы локомотивных б ригад (Mh) е Mh MS лин MT= * к л пр.сд V уч л е Mh *Mh Ткм б рутто вагонов и локомотивыв (PL б р ) е Pl PL б р = PL б р в + PL б р л е Pl *PL б р Расход топлива (э/энергии) (Т (кг)) (Э (к Вт-ч)) е Т(Э) а т(э) T (Э) = * PL б рв *к пот 10 4 е Т(Э) * Т(Э)
Методика расчета себестоимости по операциям перевозочного процесса (расчет на 100 ткм нетто) ИзмерительЕРС, руб Расчет измерителей Расходы, руб. Итого зависящих расходов по операциям передвижения поездовΣЕ зав пер Условно-постоянные расходы по операциям передвижения поездовΣЕ у-п пер Итого расходов по операциям передвижения поездов на 1000 ткм неттоΣЕ пер Итого зависящих расходовΣЕ зав = +ΣЕ зав пер Е зав Условно-постоянные расходыΣЕ у-п = +ΣЕ у-п пер Е у-п Всего расходов Е= ΣЕ пер + ΣЕ нко Е Себестоимость 10 ткм в части начально-конечных операций (коп) Е нко С нко = *10* С нко Себестоимость 10 ткм в части операций по передвижению поездов (коп) Е пер С пер = *10* С пер
Зависимость себестоимости от дальности перевозки L C 0 С нко – себестоимость в части начально-конечных операций С пер – себестоимость в части операций по передвижению поездов L ср –средняя дальность перевозки грузов L ср C ср
Зависимость себестоимости от дальности перевозки При удельном весе расходов по начально-конечным операциям 17%, увеличение дальности перевозки грузов на 10% приведет к увеличению расходов на 8,3% и снижению себестоимости перевозок на 1,5%. При С=263 коп/10 ткм нетто, L ср =450 км, увеличение дальности перевозки грузов приведет к снижению себестоимости перевозок до 258,9 коп/10 ткм нетто: