Удивляя, прорастая, Как то празднично жива Молодая, непростая, Черно – красная трава. Листья рдеют, не редея От дыхания зимы. Входим в царство Берендея- В мир волшебной Хохломы.
Родина хохломы Технологические стадии хохломы Приемы хохломской росписи Ярмарка мастерства
Город Семенов Нижегородской области издавна славен замечательным народным промыслом - хохломой. Родина хохломы
Считается, что родоначальники хохломы - Семен-ложкарь, который вооружил деревянными ложками целую армию, и Матвеев, который развил этот кустарный промысел до промышленного производства, собирал традиционные рисунки и обучал мастеров.
Технологические стадии хохломы Изготовление заготовки Сначала из высушенной липовой древесины вытачивают готовую для дальнейшей обработки токарную посуду: чаши и бочата, поставки и вазы, вырезают ложки и ковши.
Операция лужения Заготовки сушат и покрывают специальным грунтом красно-коричневого цвета, поэтому они становятся похожими на глиняные. Затем пропитывают вареным льняным маслом (олифой) и натирают алюминиевым порошком. Они становятся матово-блестящими, напоминая серебряные. Покрытие цветным лаком Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком и закаливают в печи при температуре в градусов. Образовавшаяся лаковая пленка придает серебристой поверхности золотой блеск. Таким образом дерево превращается в «золото».
Приемы хохломской росписи Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась. Рядом с листиком трехпалым Земляника цветом алым. Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. А трава, как бахрома, Золотая хохлома!
Стили хохломской росписи 1. «Верховая» - закрашивают фон, сверху остается серебряный рисунок. 2. «Под фон» - намечают контур орнамента, потом заполняют чёрной краской фон. Росписи "под фон" свойственно сочетание золотистых силуэтов орнамента с закрашенной поверхностью фона.
Верховая роспись велась пластичными мазками на проложенной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка». При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Верховое письмо
На серебристую поверхность изделия сначала наносят черной краской контуры орнамента - стебли, листья, плоды, цветы. Они остаются блестящими, серебристыми. После закраски фона эти части росписи обогащаются дополнительными деталями. Для «фоновой» росписи характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок остается золотым. Фоновое письмо
Виды хохломской росписи Выполняется в технике "верхового" письма: цветочный орнамент наносится силуэтом поверх серебряного фона, которым покрыто изделие, и которое после нанесения лака и закалки становится золотистым. Травка
Виды хохломской росписи «Пряник» - внутри чашки или блюда геометрическая фигура квадрат или ромб, украшенный травкой, ягодами, цветами. Пряник
Виды хохломской росписи Узоры кудрины обведены тонкой линией, создавая линейный контур рисунка. Фон покрывается черной или красной краской. За счет незакрытых фоном крупных цветов, стеблей, листьев в орнаменте преобладает золотистый цвет. Внутри золотого орнамента для придания ему большей выразительности наносятся разнообразные тонкие элементы. Кудрина
Элементы травного орнамента
Хохломские изделия
На вид орнамент неприметен, Но он столетия живет, Не зря его на белом свете Народ издревле бережет.
Рефлексия сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило…
Наталья Олеговна Смирнова Место работы: МАОУ ДОД Центр детского творчества, г.Коломна Должность: педагог дополнительного образования