Тема занятия 15: «Основа. Окончание». Цель занятия: Углубить знания об основе слова и окончании.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Морфемный состав слова. Морфемный состав слова. Слова состоят ( или могут состоять ) из приставки, корня, суффикса, окончания. приставки корня суффикса.
Advertisements

Морфемика 5 класс. Синтаксическая пятиминутка Запишите предложение, выполните его синтаксический разбор. В морфемике изучаются наименьшие значимые части.
Морфемный разбор слова Данилова Галина Алексеевна учитель русского языка и литературы МОУ «Кисловская СОШ» д. Кисловка, Томского района Томский Региональный.
ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ПАМЯТКИ-ИНСТРУКЦИИ : 1. Как отличить формы одного и того же слова от однокоренных слов. 2. Как выделить основу слова.
Самостоятельные и служебные части речи. Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит.
Русский язык. Содержание Морфемика Морфемика Морфемика Приставка Приставка Приставка Корень Корень Корень Суффикс Суффикс Суффикс Основа Основа Основа.
Глагол - окончания. Что такое глагол? Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: Что делает? Что сделал?
Части слова Вспомните, какие известны вам части слова?
Разделы науки о языке Повторение и систематизация изученного 5 класс Презентация Погребняк Н.М.
ПАМЯТКА о Ъ СОГЛ. Ъ Е, Ё, Ю, Я. ПАМЯТКА о Ь СОГЛ. Ь Е, Ё, Ю, Я, И.
Русский язык.3 класс Светлова Т.О.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных определяется с помощью вопрос (каким ( цветом )? – синим), кроме форм на – ый (ий). Имя прилагательное-
Урок русского языка в 5 классе по теме: Морфемный разбор Учитель русского языка Барбарян Елена Артёмовна.
Состав слова. План морфемного разбора
Урок с использованием ИКТ Учителя русского языка Комсомольской средней общеобразовательной школы Продан Екатерины Ивановны.
приставка корень суффикс окончание Морфема – наименьшая значимая часть слова. К морфемам относятся корень, приставка, суффикс и окончание.
О чем это ? Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет: Чертит, пишет иль поет. Вышивает или пишет, Или забивает гол, Варит,
УМК «Гармония» Виды разборов Работу выполнила Шерстобитова Н.А., учитель начальных классов МОУ «СОШ 1» г. Горнозаводска.
Причастие 7 класс Условные обозначения. - правило которое нужно запомнить. - правило которое нужно запомнить. - примеры. - примеры. - теоретический материал.
Памятки Русский язык Ямкин Алексей, 6 класс Консультант: Ямкина Анна, 8 класс Учитель: Ямкина Е.В., Сергеева А.П. МОУ СОШ 37, г. Ульяновск.
Транксрипт:

Тема занятия 15: «Основа. Окончание»

Цель занятия: Углубить знания об основе слова и окончании.

Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для образования разных форм одного и того же слова, а также для связи слов в словосочетании и предложении: В неизменяемых словах нет окончаний: кофе, ателье, сегодня, завтра. В изменяемых словах окончание может быть и нулевим. Нулевое окончание – это морфема, которая не выражена звуками (или буквами). Такое окончание выявляется только тогда, когда в других формах того же слова есть окончание, выраженное звуками (буквами): стол, стола, столу; купил, купила, купили

Нулевые окончания обнаруживаются: 1) у существительных в форме им. п. м. р. ед. ч.: дом дома; 2) у существительных в форме род. п. мн. ч.: ГОР горы 3) у кратких прилагательных в форме м. р.: красив красива 4) у глаголов в форме м. р. прош. вр.: пел пела 5) у притяжательных прилагательных с суффиксом ий: лисий лисья.

Окончания выражают значения: рода, числа и падежа у существительных и прилагательных; лица и числа у глаголов в настоящем времени; рода и числа у глаголов в прошедшем времени, у кратких прилагательных. Кроме того, окончания служат 'для связи слов в словосочетании и предложении. В словосочетании зелёный лес окончание -ый у прилагательного зелёный указывает на его связь с существительним лес. В предложении Печально шум\ит\ осенний\ лес окончание - ит глагола шумит указывает на связь с существительним лес, окончание -ий прилагательного осенний указывает на связь с существительним лес. Наречие печально не имеет окончания, связь с глаголом шумит устанавливается только по смыслу.связь

Основа изменяемого слова – это часть слова без окончания: ученик, ученика, ученику; Умный, умного, умному Основа выражает лексическое значение слова. Основа неизменяемого слова – всё слово.

Домашнее задание 1. Каким частям речи свойственны окончания: -ый, -ого, -ому, -им; - а, -ы, -е, -у; -ем, -ете, -ут? 2. Обозначьте морфемный состав выделенных слов, найдите среди них однокоренные. Объясните, на чём построена языковая игра слов? Понимаете, ребятишки, водяной может заниматься только тем ремеслом, в котором есть что-нибудь от воды: ну, например, может быть он под-водником или про-водником, или, скажем, может писать в книжке в-водную главу; или быть за-водилой, или водителем трамвая, или выдавать себя за руко-водителя или за хозяина за-вода, – словом, какая-нибудь вода тут должна быть (К. Чапек «Сказка про водяных» в пер. Б. Заходера).

3. Определите, к каким морфемам относятся двойные согласные. Подделка, обожжёт, каменный, отталкивать, поссорились, восстание, лимонный. 4. Строение какого слова не соответствует схеме: (приставка, корень, суффикс, окончание)? а) положить б) раскачиваю в) продолжала г) перебросить 5. Какое слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание, суффикс. а) сгорбившись б) продвигался в) разгораясь г) неразумно