Тема занятия 15: «Основа. Окончание»
Цель занятия: Углубить знания об основе слова и окончании.
Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для образования разных форм одного и того же слова, а также для связи слов в словосочетании и предложении: В неизменяемых словах нет окончаний: кофе, ателье, сегодня, завтра. В изменяемых словах окончание может быть и нулевим. Нулевое окончание – это морфема, которая не выражена звуками (или буквами). Такое окончание выявляется только тогда, когда в других формах того же слова есть окончание, выраженное звуками (буквами): стол, стола, столу; купил, купила, купили
Нулевые окончания обнаруживаются: 1) у существительных в форме им. п. м. р. ед. ч.: дом дома; 2) у существительных в форме род. п. мн. ч.: ГОР горы 3) у кратких прилагательных в форме м. р.: красив красива 4) у глаголов в форме м. р. прош. вр.: пел пела 5) у притяжательных прилагательных с суффиксом ий: лисий лисья.
Окончания выражают значения: рода, числа и падежа у существительных и прилагательных; лица и числа у глаголов в настоящем времени; рода и числа у глаголов в прошедшем времени, у кратких прилагательных. Кроме того, окончания служат 'для связи слов в словосочетании и предложении. В словосочетании зелёный лес окончание -ый у прилагательного зелёный указывает на его связь с существительним лес. В предложении Печально шум\ит\ осенний\ лес окончание - ит глагола шумит указывает на связь с существительним лес, окончание -ий прилагательного осенний указывает на связь с существительним лес. Наречие печально не имеет окончания, связь с глаголом шумит устанавливается только по смыслу.связь
Основа изменяемого слова – это часть слова без окончания: ученик, ученика, ученику; Умный, умного, умному Основа выражает лексическое значение слова. Основа неизменяемого слова – всё слово.
Домашнее задание 1. Каким частям речи свойственны окончания: -ый, -ого, -ому, -им; - а, -ы, -е, -у; -ем, -ете, -ут? 2. Обозначьте морфемный состав выделенных слов, найдите среди них однокоренные. Объясните, на чём построена языковая игра слов? Понимаете, ребятишки, водяной может заниматься только тем ремеслом, в котором есть что-нибудь от воды: ну, например, может быть он под-водником или про-водником, или, скажем, может писать в книжке в-водную главу; или быть за-водилой, или водителем трамвая, или выдавать себя за руко-водителя или за хозяина за-вода, – словом, какая-нибудь вода тут должна быть (К. Чапек «Сказка про водяных» в пер. Б. Заходера).
3. Определите, к каким морфемам относятся двойные согласные. Подделка, обожжёт, каменный, отталкивать, поссорились, восстание, лимонный. 4. Строение какого слова не соответствует схеме: (приставка, корень, суффикс, окончание)? а) положить б) раскачиваю в) продолжала г) перебросить 5. Какое слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание, суффикс. а) сгорбившись б) продвигался в) разгораясь г) неразумно