Последовательность действий: 1. Прочитать текст и определить его тему.тему. 2. Четко и лаконично сформулировать проблему. 3. Прокомментировать Прокомментировать проблему. 4. Определить и сформулировать позицию автора, т.е.позицию автора, основную мысль текста. 5. Сформулировать свое отношение к проблеме, приведя аргументы (не менее 2-х). 6. Проверить речевое оформление сочинения. оформление 7. Проверить соблюдение орфографических, синтаксических, языковых и речевых норм.
Тема – это то, о чем повествуется, что описывается, - предмет речи.
Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения (Толковый словарь) Если в тексте несколько проблем, следует выбрать одну (как основную) и все остальные шаги алгоритма выполнять по отношению именно к этой проблеме.
Проблема может быть сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, экологическая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная…
Проблема может быть сформулирована двумя способами: Проблема чего? – Одним словом или словосочетанием: -Одиночества -Милосердия -Экологии -Взаимоотношений «отцов и детей» -И т.д. В форме вопроса: -Что важнее – закон или совесть? -Может ли прогресс быть человечным? -Необходимо ли милосердие в нашей жизни? -Возможно ли органичное сочетание в жизни человека духовного и материального начал? -И др.
Проблема может быть сформулирована с помощью следующих речевых оборотов: Коснуться какой-либо проблемы. Уделить внимание какой-либо проблеме. Над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему.
Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо (Толковый словарь) Комментировать проблему можно в два этапа (двумя способами)
1. Комментарий самой проблемы как таковой – сразу после того, как она сформулирована: насколько актуальна проблема; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой; какова «история вопроса»; как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы; есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской.
2. Комментарий исходного текста, авторского отношения к проблеме (анализ текста, объяснение его – ноне пересказ!) Можно: указать на выделенные автором разные аспекты проблемы; обратить внимание на композицию текста, способствующую прояснению авторской позиции; отметить изобразительные средства и синтаксические фигуры, помогающие автору выразить свою мысль ярко и эмоционально.
Позиция автора должна быть определена по той проблеме, которую выбрали как основную.
Как определить основную мысль текста (позицию автора)? Она может быть предъявлена в начале текста и затем подтверждена какими-либо доводами и примерами. Основная мысль может быть сформулирована в конце текста – как вывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале.
В художественном тексте позиция автора не всегда формулируется четко, она вытекает из содержания текста, так что формулировать ее приходится самостоятельно. При этом нужно ответить на следующие вопросы: Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?
Формулируя позицию автора, уместно (так же, как и в комментариях проблемы) обратить внимание на те изобразительные средства и фигуры, которые помогают автору эту позицию выразить наиболее полно и эмоционально.
Аргументация – это совокупность доводов, аргументов, достаточных для доказательства чего-либо. Аргумент – это довод, основание, приводимые в доказательство чего-либо. (Толковый словарь)
Аргументы могут быть: Сильные Слабые Логические Эмоциональные За Против
Сильные (логические) аргументы Факты, события. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы). Статистические данные. Свидетельства очевидцев. Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений. Пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа. Общественное мнение, отражающее общепринятые нормы.
Эмоциональные (психологические) аргументы: Эти аргументы призваны заставить адресата «примерить ситуацию на себя», отождествить себя с другим человеком, принять его систему ценностей, сострадать, сопереживать ему - или отвергнуть позицию другого, осудить его поступки, поведение и ту систему ценностей, которой он руководствуется. Обычно объектами сопереживания являются люди, а объектами отвержения, осуждения – отвлеченные понятия (жестокость, эгоизм, ханжество и т.п.).
Аргументация может быть в виде «рассуждения с дефиницией»: Обычно такое рассуждение начинается с вопроса о содержании уточняемого понятия. Затем дается неверное определение, отражающее первоначальные, неточные представления о предмете. Затем это определение (определения) заменяется правильным, которое и завершает рассуждение.
Например: Кто такой писатель? Это человек, который умеет писать? Нет. Писать умеет каждый грамотный человек. Может быть, это человек, который пишет правильно? Нет. Правильно писать умеют все образованные люди. Стало быть, писатель – это тот, кто пишет интересно, увлекательно? Нет. Автором интересного текста может быть журналист, ученый, политик. Писатель – это человек, который создает художественные произведения, с помощью искусства слова отражает многообразие человеческого бытия.
Аргументация будет более убедительной, если аргументы иллюстрировать примерами (из жизни или литературы). Иногда яркий пример может заменить аргумент.
Своя позиция может не совпадать с авторской («Трудно согласиться с автором в том, что…») Своя позиция должна быть выражена четко, каждый аргумент – обозначен определенными лексическими и стилистическими приемами: Во-первых,… Во-вторых,… Наконец,… Это подтверждается также… К этому можно добавить… И т.д.
Смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения; Абзацное членение; Точность и выразительность речи. Перед написанием в чистовик проверить:
Проверьте свою грамотность! Не забывайте, что можно воспользоваться словарём!
Ни пуха ни пера!