Тема урока: «Музыкальный сказочник» 900igr.net
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился в 1844 году в старинном городе Тихвине Новгородской губернии. Природа этого северного края, сама атмосфера города способствовали становлению этой редкостно цельной натуры. В Тихвине были живы старинные обряды. Особую роль в этом играл знаменитый Тихвинский монастырь с древними росписями, колокольным звоном, чудотворной иконой Тихвинской Богоматери, к которой народ стекался со всей России.
Родители Н.А. Римского-Корсакова Семья Римских-Корсаковых была музыкальной. У Ники, как ласково называли его родители, музыкальные способности проявились очень рано. С 6 лет его начали учить музыке, и к 11 годам он добился больших успехов.
Обязательными упражнениями Ника занимался с ленцой, зато любил менять в исполняемой пьесе конец. На возражения отвечал: Так красивее. Часто близкие замечали, что он записывал что- то в свою тетрадь, которую никогда никому не показывал. Первым значительным сочинением был дуэт в подражание песне Вани из оперы Иван Сусанин. Но не только музыка интересовала тогда Нику. Гораздо больше влекла его романтика моря – страсть, развившаяся под влиянием старшего брата, Воина Андреевича, офицера-моряка, участника длительных экспедиций, имевшего звание контр- адмирала.
в Морском кадетском корпусе Нику пленяла мысль стать моряком. Наконец его мечта осуществилась. В 12 лет он поступил в Морской корпус в Петербурге. Кадетский корпус резко изменил уклад его жизни. Учился Николай прекрасно. Шесть лет он всегда входил в первый десяток кадетов. Поэтому ему давали еженедельный отпуск. Он стал посещать концерты, оперу. Неизгладимое впечатление на него произвели оперы Глинки. Преклонение перед творчеством великого русского композитора он пронёс через всю жизнь.
Клипер «Алмаз» Всё в нём было подчинено военным порядкам. Но юный кадет быстро освоился там, сдружился со старшеклассниками, среди которых был будущий писатель, автор Морских рассказов К.Станюкович и художник В.Верещагин.
Николаю лет, а музыкальное образование оставляет желать лучшего. Поэтому с 1859 года он стал заниматься с Фёдором Ивановичем Канилле. Это был образованный музыкант, пианист, ценитель русской музыки. Учитель поддержал его стремление к серьёзным занятиям. Через Канилле молодой музыкант познакомился с Балакиревым, потом сблизился с Кюи, Мусоргским, Стасовым. Именно это определило его дальнейший путь.
Опера «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» Возвращение к музыке произошло очень быстро. Дебютом композитора стала Первая симфония, которая сочинялась под руководством Балакирева.
После Первой симфонии появились Симфоническая картина Садко, симфоническая сюита Антар по арабской сказке писателя О. Сенковского, в музыке которых воплотились впечатления от кругосветного плавания, а также обозначились любимые темы композитора – образы русского народного искусства, романтическая фантастика, изысканный мир Востока. Но самой большой работой первого периода творчества стала опера Псковитянка. Сюжет ему подсказали Балакирев, Мусоргский и Стасов, они же помогли составить план и либретто оперы. Премьера оперы состоялась в 1873 году в Мариинском театре и прошла с большим успехом. Написана она на сюжет исторической драмы Л. Мея из времён борьбы Ивана Грозного за подчинение вольного города Пскова Москве.
Опера «Золотой петушок» Завершение оперы совпало со счастливым событием в жизни композитора – он женился на Н.Н. Пургольд талантливой пианистке, участнице музыкальных вечеров балакиревского кружка, постоянной исполнительнице произведений друзей-композиторов.
Опера «Майская ночь» Надежда Николаевна стала преданным другом и помощником талантливого художника. Именно она сделала четырёхручное переложение Садко, увертюры к Псковитянке.В 1871 году Римский-Корсаков становится профессором Петербургской консерватории.
Опера «Ночь перед Рождеством» Николай Андреевич получил поддержку музыкантов Московской консерватории. Под давлением этих событий консерватория перестала зависеть от РМО.
Опера «Снегурочка» Вернулись к занятиям профессора и освобождённые студенты- забастовщики.В это время появляются ярко новаторские шедевры Римского-Корсакова: Кащей бессмертный, Сказание о невидимом граде Китеже, Сказка о золотом петушке.
Опера «Садко» В 90-е годы большой популярностью в Петербурге пользовался частный театр Саввы Ивановича Мамонтова. Его хозяин был не только крупнейшим меценатом, но и глубоким ценителем искусства, к тому же обладал природным даром театрального руководителя.
Опера «Кащей Бессмертный» Он собрал в свою труппу выдающихся певцов и художников-декораторов. В течение 5 лет здесь проходили премьеры опер Римского-Корсакова Садко, Моцарт и Сальери, Боярыня Вера Шелога, Царская невеста, Сказка о царе Салтане.
«Тысяча и одна ночь»
Всем СПАСИБО. ДО СВИДАНИЯ.