Экзамен: ТРУДНОСТИ И СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. Советы психолога.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЕГЭ: ТРУДНОСТИ И СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. Советы психолога.
Advertisements

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ Педагог - психолог высшей квалификационной категории МБОУ « Гимназия 14 г. Йошкар.
Психологическая подготовка к государственной (итоговой) аттестации. Личность и экзамен (трудности при прохождении ГИА).
Единый государственный экзамен: психологическая подготовка.
« Экзамены : единственная возможность знать хоть что - то хотя бы несколько дней » Жорж Элгози « Экзамены : единственная возможность знать хоть что -
Стратегии работы с детьми группы риска. Гипертимные дети « Застревающие » детиАудиалы и кинестетики.
Психологическая подготовка к Единому государственному экзамену детей группы риска Различные формы психологической поддержки Групповые психологические занятия.
Единый государственный экзамен: психологическая подготовка.
Перфекционисты и «отличники" Им недостаточно выполнить минимальный объем заданий. Им нужно сделать все,причем безошибочно. Есть еще один камень преткновения-
Психологическое сопровождение итоговой аттестации.
Педагог-психолог Шейнина О.А.. ЕГЭ – обязательный экзамен С 2009 года ЕГЭ является обязательным для всех выпускников; как и любой педагогический метод,
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ Шалыгина Н.Е. педагог-психолог МБОУ СОШ 32 г. Белово.
С ТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ НА ЭКЗАМЕНЕ МОУ ППМС «Центр диагностики и консультирования» 2009.
ГОТОВИМ к ЕГЭ и ГИА Стратегии работы учителя с детьми групп риска Подготовила Кожевникова Л. М Педагог-психолог МКОУ «Березовская СОШ»
Степашкина Любовь Юрьевна Степашкина Любовь Юрьевна, зам. директора Ресурсного центра кадрового обеспечения образовательных систем, к. п. н., доцент кафедры.
Трудности, связанные с личностными особенностями старшеклассников.
Психологическая подготовка к ЕГЭ чем психолог может помочь выпускнику ?
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ Педагогические функции выпускного экзамена: Экзамен - это определенная форма итогового контроля знаний.
«Трудности при подготовке и сдаче ЕГЭ» (для учащихся)
Экзамен – это испытание. Любой экзамен является источником стресса. Задача: выработать конструктивное отношение к экзамену, научиться и научить воспринимать.
Транксрипт:

Экзамен: ТРУДНОСТИ И СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. Советы психолога

Сравнительный анализ традиционного экзамена и ЕГЭ Отличительные особенности Традиционный экзамен ЕГЭ Что оценивается ? Уровень развития устной речи может позволить « скрыть » пробелы в знаниях. Умение удерживаться в рамках задания, понимать формулировку, организованность Что влияет на оценку ? Субъективные факторы : контакт с экзаменатором, общее впечатление и т. д. Оценка максимально объективна Возможность исправить собственную ошибку ? На устном экзамене легче заметить за счет обратной связи от экзаменатора, на письменном – при проверке собственной работы. Можно заметить и исправить ошибки при проверке

Кто оценивает ? Знакомые ученику люди Компьютер, незнакомые и невидимые эксперты Когда можно узнать результаты экзамена ? На устном – сразу, на письменном – в течение нескольких дней В течение нескольких дней Критерии оценки Известны заранее Известны заранее, но в очень общем виде Содержание экзамена Ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала Экзамен охватывает практически весь объем учебного материала Как происходит фиксация результатов ? Письменный экзамен – на том же листе, на котором выполняются задания. На устном – на черновике Результаты необходимо перенести на специальный бланк регистрации ответов

психологические характеристики, значимые в процессе сдачи ЕГЭ : Четкость и структурированность мышления ; Четкость и структурированность мышления ; Высокая мобильность, переключаемость ; Высокая мобильность, переключаемость ; Высокий уровень организации деятельности ; Высокий уровень организации деятельности ; Высокая и устойчивая работоспособность ; Высокая и устойчивая работоспособность ; Сформированность внутреннего плана действий ; Сформированность внутреннего плана действий ; Высокий уровень концентрации внимания, произвольности. Высокий уровень концентрации внимания, произвольности.

Интеллектуально-психологическая готовность учащегося к успешной сдаче ЕГЭ системное знание дисциплин школьного курса; умение анализировать задания различного характера и преодолевать затруднения, связанные со смысловой составляющей задания; знание и использование присущих ученику особенностей восприятия, запоминания и структурирования информации; навык планирования и управления личным временем, самоорганизация; умение снять излишнее напряжение; владение приемами концентрации внимания и активизации мышления.

структурные компоненты готовности выпускника к сдаче ЕГЭ 1. познавательный компонент: Высокая мобильность, переключаемость. Высокая мобильность, переключаемость. Высокий уровень организации деятельности. Высокий уровень организации деятельности. Высокая и устойчивая работоспособность. Высокая и устойчивая работоспособность. Высокий уровень концентрации внимания, произвольности. Высокий уровень концентрации внимания, произвольности. Четкость и структурированность мышления, комбинаторность. Четкость и структурированность мышления, комбинаторность. Сформированность внутреннего плана действий. Сформированность внутреннего плана действий.

структурные компоненты готовности выпускника к сдаче ЕГЭ 2. Личностный компонент : Наличие собственного адекватного мнения о ЕГЭ, отсутствие нереалистической « мифологии ». Наличие собственного адекватного мнения о ЕГЭ, отсутствие нереалистической « мифологии ». Адекватная самооценка умение адекватно оценить свои знания, умения, способности. Адекватная самооценка умение адекватно оценить свои знания, умения, способности. Самостоятельность мышления и действий, способность к самоопределению. Самостоятельность мышления и действий, способность к самоопределению. Оптимальный уровень тревоги ( отсутствие как чрезмерно высокого, дезорганизующего ее уровня, так и заниженной тревоги, приводящей к снижению мотивации ). Оптимальный уровень тревоги ( отсутствие как чрезмерно высокого, дезорганизующего ее уровня, так и заниженной тревоги, приводящей к снижению мотивации ).

структурные компоненты готовности выпускника к сдаче ЕГЭ 3. Процессуальный компонент : Знакомство с процедурой экзамена. Знакомство с процедурой экзамена. Навыки работы с тестовыми материалами. Навыки работы с тестовыми материалами. Умение устанавливать контакты в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми. Умение устанавливать контакты в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми. Владение способами управления своим состоянием (саморегуляция, релаксация). Владение способами управления своим состоянием (саморегуляция, релаксация).

трудности, с которыми сталкиваются дети при сдаче экзаменов Когнитивные трудности : Когнитивные трудности : - работа с тестовыми заданиями ; - выбор стратегии деятельности.

трудности, с которыми сталкиваются дети при сдаче экзаменов Личностные трудности: Личностные трудности: - высокий уровень тревоги - ситуация экзамена, отсутствие полной и четкой информации о процедуре - « мифология » ЕГЭ

трудности, с которыми сталкиваются дети при сдаче экзаменов Процессуальные трудности: Процессуальные трудности: Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов. Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов. Трудности, связанные с ролью взрослого Трудности, связанные с ролью взрослого Трудности, связанные с критериями оценки. Трудности, связанные с критериями оценки. Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей

Правополушарные дети Краткая психологическая характеристика: - богатое воображение; - хорошо развитое образное мышление; - прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения. Основные трудности, возникающие при сдаче ЕГЭ: -затруднения при необходимости четко логически мыслить ; - трудно сосредоточиться на фактах и теоретических построениях ; - деятельность прохождения тестирования левополушарная по своей сути.

Стратегии поддержки: - необходимо задействовать воображение и образное мышление : использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки ; - возможно, им стоит начинать именно с заданий В и С, там, где требуется развернутый ответ.

Дети - синтетики Краткая психологическая характеристика. - опираются в большей степени на общее, а не на частности; - мало времени уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи. Основные трудности : - трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки; - при сдаче ГИА могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами.

Стратегии поддержки : - при изучении каждой темы следует ее обобщить, выделить основные боки и наполнять их конкретным материалом ; - при работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании : что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь ? - в начале работы с тестовым материалом стоит ознакомиться с материалом в целом : просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их содержанием. Это поможет им сориентироваться.

Тревожные дети Краткая характеристика: -часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное; -задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, верно ли они его поняли; -часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы. Основные трудности: -отсутствие эмоционального контакта со взрослым. Стратегии поддержки: - нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов ; - создавать ситуацию успеха, поощрения, поддержания.

Неуверенные дети Краткая характеристика: - не умеют опираться на собственное мнение и склонны прибегать к помощи других людей; - хорошо справляются с заданиями по образцу; - часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать. Основные трудности: - необходимость опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение.

Стратегии поддержки : - при работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций. Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение. (« Как ты думаешь, с чего лучше начинать : с простых или сложных заданий ?»)

Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации Краткая характеристика: - обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных» ; - у таких детей часто неустойчивая работоспособность - они могут часто отвлекаться. Основные трудности: -непроизвольные дети при общем высоком уровне могут нерационально использовать время. Стратегии поддержки: - важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства ( часы, линейка, указывающая нужную строку и т. д.).

Перфекционисты и «отличники» Краткая психологическая характеристика: - высокая или очень высокая успеваемость; - ответственность, организованность, исполнительность; - перфекционисты очень чувствительны к похвале, для них характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Основные трудности: -им нужно сделать все, причем безошибочно. Стратегии поддержки : - помочь осознать разницу между « достаточным » и « превосходным »; - им необходимо понять, что для получения отличной оценки не необходимости выполнять все задания.

Астеничные дети Краткая психологическая характеристика: -высокая утомляемость, истощаемость; -при утомляемости резко увеличивается количество ошибок. Основные трудности: -высокая вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости. Стратегии поддержки: -оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомился ; - консультация у невролога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов

Гиперактивные дети Краткая психологическая характеристика: - очень быстрые, энергичные, активные; - импульсивны, порой несдержанны; - склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности; - сниженная учебная мотивация. Основные трудности: - «слабое место» гипертимных детей – собранность, концентрация внимания, тщательность и аккуратность.

Стратегии поддержки : - необходимо развивать навыки самопроверки : по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания ; - необходимо создать у гипертимных детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ.

Застревающие дети Краткая психологическая характеристика : - они с трудом переключаются с одного задания на другое ; - им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания ; - если их начинают торопить, темп их деятельности еще больше снижается. Основные трудности : - необходимо быстро переключаться с одного задания на другое ; - актуализировать знания из различных разделов школьной программы.

Стратегии поддержки : - Научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого задания - Можно заранее определить, сколько времени следует отвести на каждое задание на экзамене

Аудиалы и кинестетики Краткая психологическая характеристика : - основная модальность восприятия : аудиальная ( слуховая ) и кинестетическая ( тактильная ) Основные трудности : - ЕГЭ имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для визуалов, одновременно усложняя ее для аудиалов и кинестетиков. Стратегии поддержки : - аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух ; - кинестетики могут помогать себе простыми движениями ( например, подвигать ногами под столом )

психологические характеристики, значимые в процессе сдачи ЕГЭ : психологические характеристики, значимые в процессе сдачи ЕГЭ : Четкость и структурированность мышления ; Четкость и структурированность мышления ; Высокая мобильность, переключаемость ; Высокая мобильность, переключаемость ; Высокий уровень организации деятельности ; Высокий уровень организации деятельности ; Высокая и устойчивая работоспособность ; Высокая и устойчивая работоспособность ; Сформированность внутреннего плана действий ; Сформированность внутреннего плана действий ; Высокий уровень концентрации внимания, произвольности. Высокий уровень концентрации внимания, произвольности.

Какие навыки нужно развивать, чтобы лучше подготовиться к ЕГЭ Знание о процедуре ЕГЭ Знание о процедуре ЕГЭ -Представление об этапах проведения экзамена, о требованиях к заполнению бланков и правах школьника -Представление об этапах проведения экзамена, о требованиях к заполнению бланков и правах школьника Логика - Умение стоить логически связанные ответы и рассуждения, понимать логические связи в заданиях Логика - Умение стоить логически связанные ответы и рассуждения, понимать логические связи в заданиях

Какие навыки нужно развивать, чтобы лучше подготовиться к ЕГЭ Внимание -Умение концентрироваться на задаче при работе с цифрами и текстами Внимание -Умение концентрироваться на задаче при работе с цифрами и текстами Память - Способность запоминать материал, полученную информацию, необходимую для сдачи экзамена Память - Способность запоминать материал, полученную информацию, необходимую для сдачи экзамена

Какие навыки нужно развивать, чтобы лучше подготовиться к ЕГЭ Интроверсия -Как стратегия поведения: самостоятельная работа с заданиями, собранность, надежда только на свои силы, навыки самостоятельной работы с письменной информацией. Письменная форма ответов более привычна и помогает лучше ответить на вопрос (есть время подумать, правильно сформулировать ответ) по сравнению с устной формой. Интроверсия -Как стратегия поведения: самостоятельная работа с заданиями, собранность, надежда только на свои силы, навыки самостоятельной работы с письменной информацией. Письменная форма ответов более привычна и помогает лучше ответить на вопрос (есть время подумать, правильно сформулировать ответ) по сравнению с устной формой.

Какие навыки нужно развивать, чтобы лучше подготовиться к ЕГЭ Организованность -Как стратегия поведения: умение четко планировать свое время, расставлять приоритеты, успешно распределять усилия, все делать вовремя. Организованность -Как стратегия поведения: умение четко планировать свое время, расставлять приоритеты, успешно распределять усилия, все делать вовремя. Эмоциональная стабильность - Как стратегия поведения: уравновешенность, умение управлять своими эмоциями, уверенность в своих силах Эмоциональная стабильность - Как стратегия поведения: уравновешенность, умение управлять своими эмоциями, уверенность в своих силах

Психологическое сопровождение учащихся при подготовке к ЕГЭ Советы родителям Помните, что ЕГЭ сдает Ваш ребенок, поэтому оградите его от своих переживаний. Ребенку всегда передается волнение родителей ; Старайтесь оставаться в спокойной и взвешенной позиции взрослого, который видит, в чем ребенку трудно сейчас и ненавязчиво предлагает свою помощь. Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результате тестирования. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

Советы родителям при подготовке к ЕГЭ Помните, что ЕГЭ – это не одномоментная акция, а длительный процесс, который ребенок должен выдержать, и приобрести важные навыки самоорганизации и самообучения ; Учите правильно распределять время. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребёнка, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

Советы родителям при подготовке к ЕГЭ Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если у ребёнка нет часов, обязательно дайте их ему на экзамен. Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.

Советы родителям при подготовке к ЕГЭ Контролируйте режим подготовки к экзаменам, исключите перегрузки. Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д., стимулируют работу головного мозга. Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и хорошо выспаться. Нельзя критиковать ребёнка после экзамена. Помните : главное снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему необходимые условия для занятий.