Новые приоритеты государственной образовательной политики в ХХI веке Государственная политика в сфере исторического и обществоведческого образования
1. Ведущие тенденции общественного развития в информационную эпоху ХХ век ХХ век«Образованиедляжизни» XXI век «Образованиечерез всю жизнь»
1. Ведущие тенденции общественного развития в информационную эпоху В России формируются ориентиры развития, определяющие ценностные и целевые установки системы общего образования. «Национальная доктрина образования», «Национальная доктрина образования», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (2001 г.) уже не в полной мере являются стратегическим ориентиром для развития российской системы общего образования. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (2001 г.) уже не в полной мере являются стратегическим ориентиром для развития российской системы общего образования.
1. Ведущие тенденции общественного развития в информационную эпоху Приоритетной задачей стандартов первого поколения стало сохранение инвариантного ядра общего среднего образования. Эту задачу стандарты первого поколения выполнили. Функция сохранения единого образовательного пространства не утратила своего значения и поныне. Однако все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий функционирование и развитие системы образования в условиях быстро меняющейся образовательной среды.
2. Ценностные ориентиры образования как ведущего института социализации личности в российском обществе Социальные установки, обеспечивающие формирование личности как идеального представителя гражданского общества : приобщение детей, подростков и молодежи к ведущим ценностям отечественной и мировой культуры; приобщение детей, подростков и молодежи к ведущим ценностям отечественной и мировой культуры; формирование гражданской идентичности личности, осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире; формирование гражданской идентичности личности, осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире; готовность содействовать росту конкурентоспособности и процветания своей Родины - Российской Федерации; готовность содействовать росту конкурентоспособности и процветания своей Родины - Российской Федерации;
2. Ценностные ориентиры образования как ведущего института социализации личности в российском обществе понимание и принятие ценностей иных культур, мировоззрений и цивилизаций; понимание и принятие ценностей иных культур, мировоззрений и цивилизаций; осознание человеком своей сопричастности с судьбой своей страны, человечеством; осознание человеком своей сопричастности с судьбой своей страны, человечеством; формирование у молодежи способности к восприятию идей диалога культур, способствующих формированию толерантного сознания, солидарности, взаимопонимания между людьми разных убеждений, национальных культур, религий; формирование у молодежи способности к восприятию идей диалога культур, способствующих формированию толерантного сознания, солидарности, взаимопонимания между людьми разных убеждений, национальных культур, религий; формирование мотивации к познанию и творчеству, любознательности, готовности к самообучению в течение всей жизни; формирование мотивации к познанию и творчеству, любознательности, готовности к самообучению в течение всей жизни; готовность к сотрудничеству с другими людьми, социальным коммуникациям на основе восприятия позитивных ценностей; готовность к сотрудничеству с другими людьми, социальным коммуникациям на основе восприятия позитивных ценностей;
2. Ценностные ориентиры образования как ведущего института социализации личности в российском обществе уважение других людей как условие развития самоуважения человека, возможность и готовность человека быть самим собой, принимать самостоятельные решения в разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях; уважение других людей как условие развития самоуважения человека, возможность и готовность человека быть самим собой, принимать самостоятельные решения в разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях; готовность и способность человека принимать ответственность за собственные решения, действия и поступки перед самим собой и другими людьми; готовность и способность человека принимать ответственность за собственные решения, действия и поступки перед самим собой и другими людьми; готовность содействовать росту конкурентоспособности и процветания своей Родины - Российской Федерации готовность содействовать росту конкурентоспособности и процветания своей Родины - Российской Федерации
2. Ценностные ориентиры образования как ведущего института социализации личности в российском обществе Такой выпускник школы должен быть: патриотом, носителем ценностей гражданского общества, осознающим свою сопричастность с судьбой Родины; патриотом, носителем ценностей гражданского общества, осознающим свою сопричастность с судьбой Родины; человеком, уважающим ценности иных культур, религий и мировоззрений, осознающим проблемы современности, свою возможную роль в их решении; человеком, уважающим ценности иных культур, религий и мировоззрений, осознающим проблемы современности, свою возможную роль в их решении; креативным человеком, мотивированным к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни; креативным человеком, мотивированным к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни; человеком, уважающим других людей, готовым к сотрудничеству с ними для достижения совместного позитивного результата; человеком, уважающим других людей, готовым к сотрудничеству с ними для достижения совместного позитивного результата; человеком, осознающим себя личностью, способным принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. человеком, осознающим себя личностью, способным принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
2. Ценностные ориентиры образования как ведущего института социализации личности в российском обществе Постановка задачи формирования гражданской идентичности как ключевой задачи общего образования стало ответом на вызовы времени. Постановка задачи формирования гражданской идентичности как ключевой задачи общего образования стало ответом на вызовы времени. Система образования, которая формируется Система образования, которая формируется в России, должна обеспечить условия для гармонизации общечеловеческой, гражданской и этнической идентичности в процессе становления человека в России, должна обеспечить условия для гармонизации общечеловеческой, гражданской и этнической идентичности в процессе становления человека
2. Ценностные ориентиры образования как ведущего института социализации личности в российском обществе Успешность процесса формирования гражданской идентичности школьников в системе общего образования обеспечит достижение следующих результатов: Успешность процесса формирования гражданской идентичности школьников в системе общего образования обеспечит достижение следующих результатов: - осознание учащимися себя в качестве граждан России; - укрепление Российской государственности, - повышение эффективности российского общества и его институтов; - уменьшение рисков распада России на отдельные территории.
3. Трансформация российского общества и новые приоритеты общего среднего образования В настоящее время в учреждениях общего образования России происходит формирование личностно-деятельностной образовательной парадигмы, которая приходит на смену «знаниевой». В настоящее время в учреждениях общего образования России происходит формирование личностно-деятельностной образовательной парадигмы, которая приходит на смену «знаниевой». В основе личностно-деятельностной парадигмы образования - новое место и роль человека в обществе в целом и в системе образования, в частности. В основе личностно-деятельностной парадигмы образования - новое место и роль человека в обществе в целом и в системе образования, в частности.
3. Трансформация российского общества и новые приоритеты общего среднего образования Ключевые направления и тенденции трансформации системы общего среднего образования в РФ: к построению гуманистической, личностно-ориентированной образовательной системы, учитывающей многообразие человеческой индивидуальности; к построению гуманистической, личностно-ориентированной образовательной системы, учитывающей многообразие человеческой индивидуальности; к формированию образовательной системы, прагматически направленной на тесную связь процесса обучения с потребностями и образовательными запросами обучающихся; к формированию образовательной системы, прагматически направленной на тесную связь процесса обучения с потребностями и образовательными запросами обучающихся;
3. Трансформация российского общества и новые приоритеты общего среднего образования к становлению диалогичного учебного процесса, имеющего деятельностный характер, стимулирующего индивидуальную и групповую учебную деятельность, способствующего демократическому воспитанию школьников, формированию гражданской культуры, приобретению ими опыта критического мышления и межкультурной коммуникации; к становлению диалогичного учебного процесса, имеющего деятельностный характер, стимулирующего индивидуальную и групповую учебную деятельность, способствующего демократическому воспитанию школьников, формированию гражданской культуры, приобретению ими опыта критического мышления и межкультурной коммуникации; к построению образовательного процесса, направленного на реализацию ценностей гражданско-патриотического воспитания молодежи; к построению образовательного процесса, направленного на реализацию ценностей гражданско-патриотического воспитания молодежи;
3. Трансформация российского общества и новые приоритеты общего среднего образования к освоению образовательных технологий, основанных на ресурсах новой информационно- образовательной среды; к освоению образовательных технологий, основанных на ресурсах новой информационно- образовательной среды; к освоению ресурсов компетентностного подхода, который дополняет и взаимодействует с классическим «знаниевым» подходом. к освоению ресурсов компетентностного подхода, который дополняет и взаимодействует с классическим «знаниевым» подходом.
3. Трансформация российского общества и новые приоритеты общего среднего образования В соответствии с современными психолого- педагогическими представлениями социально- гуманитарное, в том числе историческое образование, должно способствовать формированию базовых нравственных качеств человека, толерантности, его способности жить в изменяющемся мире и воспринимать свою культуру и культуры «других». В соответствии с современными психолого- педагогическими представлениями социально- гуманитарное, в том числе историческое образование, должно способствовать формированию базовых нравственных качеств человека, толерантности, его способности жить в изменяющемся мире и воспринимать свою культуру и культуры «других».
3. Трансформация российского общества и новые приоритеты общего среднего образования Особенности развития общества, обусловленные ими приоритеты модернизации образования предполагают оптимизацию образовательного процесса с целью: Особенности развития общества, обусловленные ими приоритеты модернизации образования предполагают оптимизацию образовательного процесса с целью: сохранения психического, физического и духовно- нравственного здоровья обучающихся; сохранения психического, физического и духовно- нравственного здоровья обучающихся; формирования гражданского самосознания и гражданской идентичности молодых россиян, соответствующих ценностей и гражданских качеств; формирования гражданского самосознания и гражданской идентичности молодых россиян, соответствующих ценностей и гражданских качеств; обеспечение личностно ориентированного характера образования, индивидуализации обучения в соответствии с интересами и запросами учащихся; обеспечение личностно ориентированного характера образования, индивидуализации обучения в соответствии с интересами и запросами учащихся; усиление роли истории и социально-гуманитарных дисциплин в целом как фактора, обеспечивающего социализацию и гражданскую позицию учащихся. усиление роли истории и социально-гуманитарных дисциплин в целом как фактора, обеспечивающего социализацию и гражданскую позицию учащихся.
3. Трансформация российского общества и новые приоритеты общего среднего образования Ключевые компетенции: политические и социальные компетенции политические и социальные компетенции компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе; компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе; компетенции в области коммуникаций; компетенции в области коммуникаций; компетенции, связанные с информацией; компетенции, связанные с информацией; компетенции, связанные со способностью к самообразованию. компетенции, связанные со способностью к самообразованию. Применительно к России этот перечень необходимо дополнить и подчеркнуть актуальность формирования компетенции российского гражданина. Применительно к России этот перечень необходимо дополнить и подчеркнуть актуальность формирования компетенции российского гражданина.
4. Приоритеты государственной образовательной политики РФ В соответствии с Законом РФ «Об образовании» современная государственная образовательная политика базируется на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
4. Приоритеты государственной образовательной политики РФ 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений
4. Приоритеты государственной образовательной политики РФ Приоритетами государственной образовательной политики в России в начале ХХ1 века стали: восстановление ответственности и активной роли государства в сфере образования, восстановление ответственности и активной роли государства в сфере образования, глубокая, всесторонняя и комплексная модернизация системы образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. глубокая, всесторонняя и комплексная модернизация системы образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
4. Приоритеты государственной образовательной политики РФ Совершенствование российской системы образования предполагает реализацию следующих направлений государственной образовательной политики и практики: государственно-общественное управление системой образования; государственно-общественное управление системой образования; бюджетное финансирование и контроль за целевым использованием средств; бюджетное финансирование и контроль за целевым использованием средств; развитие правовых основ образования и надзор за их исполнением; развитие правовых основ образования и надзор за их исполнением; государственные механизмы управления качеством образования государственные механизмы управления качеством образования в области содержания образования – совершенствование образовательных стандартов, экзаменационных процедур, введение нового механизма экспертизы учебников; в области кадровой политики – совершенствование квалификационных требований и механизма аттестация кадров; в области управления образовательными учреждениями – совершенствование процедур лицензирования, аттестации и аккредитации учреждений образования.
4. Приоритеты государственной образовательной политики РФ Перспективы: Перспективы: к 2015 г. будет завершен эксперимент по обновлению внутренней структуры школьного образования; все учебные программы и методы обучения будут обновлены с использованием компетентностного подхода; все учебные программы и методы обучения будут обновлены с использованием компетентностного подхода; будет завершено методическое обеспечение широкого набора индивидуальных образовательных траекторий. будет завершено методическое обеспечение широкого набора индивидуальных образовательных траекторий. к 2010 г. завершен организационный переход на принципы профильного обучения.
5. Государственная политика в сфере исторического и обществоведческого образования Попыткой сформулировать государственные требования к системе исторического образования стала разработка федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФК ГОС) и его утверждение приказом МО РФ (2004 г.) Попыткой сформулировать государственные требования к системе исторического образования стала разработка федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФК ГОС) и его утверждение приказом МО РФ (2004 г.) В настоящее время осуществляется разработка второго поколения ГОС, который призван придать образованию импульс к развитию, привести систему образования в соответствие с вызовами ХХ1 века. В настоящее время осуществляется разработка второго поколения ГОС, который призван придать образованию импульс к развитию, привести систему образования в соответствие с вызовами ХХ1 века.
6. Реформирование и модернизация школьного исторического образования в России: итоги, перспективы Модернизация образования – это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это фронтальный пересмотр принципов функционирования системы образования, унаследованных от ушедшей эпохи, равно как и принципов управления данной системой. Это масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности. Это глубокие изменения в образовательном мировоззрении, все еще в немалой степени авторитарном, в образовательной политике, которая должна быть направлена на удовлетворение потребностей личности, общества, страны.
6. Реформирование и модернизация школьного исторического образования в России: итоги, перспективы индивидуализация (базовой социальной единицей становится индивид, а не социальная группа); индивидуализация (базовой социальной единицей становится индивид, а не социальная группа); дифференциация (передача функций, ранее принадлежавших семье, специализированным социальным институтам); дифференциация (передача функций, ранее принадлежавших семье, специализированным социальным институтам); универсализация (предполагается, что социальные институты действуют на основе универсальных законов и правил, что усиливает роль экспертов, науки и образования в целом); универсализация (предполагается, что социальные институты действуют на основе универсальных законов и правил, что усиливает роль экспертов, науки и образования в целом); диверсификация (принцип структурирования системы образования, допускающий и обеспечивающий возможность многовариантной организации образовательных учреждений, отход от единообразной государственной системы образования). диверсификация (принцип структурирования системы образования, допускающий и обеспечивающий возможность многовариантной организации образовательных учреждений, отход от единообразной государственной системы образования).
6. Реформирование и модернизация школьного исторического образования в России: итоги, перспективы Факторы и тенденции комплексной модернизации: ускорение темпов развития общества, идейный плюрализм, расширение возможностей политического и социального выбора; ускорение темпов развития общества, идейный плюрализм, расширение возможностей политического и социального выбора; переход к постиндустриальному, информационному обществу, расширение в мире масштабов межкультурного и межконфессионального взаимодействия; переход к постиндустриальному, информационному обществу, расширение в мире масштабов межкультурного и межконфессионального взаимодействия;
6. Реформирование и модернизация школьного исторического образования в России: итоги, перспективы глобальные проблемы современности (информационные, экологические, ресурсные, проблемы безопасности и др.), которые могут быть решены только на основе международного сотрудничества; глобальные проблемы современности (информационные, экологические, ресурсные, проблемы безопасности и др.), которые могут быть решены только на основе международного сотрудничества; развитие мировой экономики, глубокие структурные изменения в сфере занятости, сокращение сферы малоквалифицированного труда; развитие мировой экономики, глубокие структурные изменения в сфере занятости, сокращение сферы малоквалифицированного труда; возрастание роли «человеческого капитала» в национальных экономиках развитых стран. возрастание роли «человеческого капитала» в национальных экономиках развитых стран.
6. Реформирование и модернизация школьного исторического образования в России: итоги, перспективы комплексные факторы: 1) радикальное преобразование всех сторон общественной жизни, что стимулировало поиск новой образовательной политики; 2) новый этап развития исторической науки, которая является базовым основанием для построения системы школьного исторического образования; 3) новый этап развития теории и методологии педагогической науки, которая также является базовым основанием для построения современной системы школьного исторического образования.
6. Реформирование и модернизация школьного исторического образования в России: итоги, перспективы аспекты комплексного процесса модернизации образования : стратегические и тактические задачи модернизации, обусловленные процессами глобализации и интеграции России в единое образовательное пространство; стратегические и тактические задачи модернизации, обусловленные процессами глобализации и интеграции России в единое образовательное пространство; теоретико-методологические основания процесса модернизации образования; теоретико-методологические основания процесса модернизации образования; состояние системы образования до начала процесса модернизации и прогнозируемый уровень эффективности и качества системы образования, который должен быть достигнут в результате модернизации этой системы; состояние системы образования до начала процесса модернизации и прогнозируемый уровень эффективности и качества системы образования, который должен быть достигнут в результате модернизации этой системы;
6. Реформирование и модернизация школьного исторического образования в России: итоги, перспективы сравнение эффективности и качества российской системы образования с системами образования развитых стран Западной Европы, Центральной и Восточной Европы, США и Канады, Азии; сравнение эффективности и качества российской системы образования с системами образования развитых стран Западной Европы, Центральной и Восточной Европы, США и Канады, Азии; направление трансформации содержания и структуры общего образования в целом и системы исторического образования в частности; направление трансформации содержания и структуры общего образования в целом и системы исторического образования в частности; особенности процесса обучения в новых социально- педагогических условиях (ФКГОС, ФБУП, новых форм измерения образовательных достижений учащихся – ЕГЭ, накопительные методы оценивая достижений учащихся - рейтинги, «портфолио» и др.). особенности процесса обучения в новых социально- педагогических условиях (ФКГОС, ФБУП, новых форм измерения образовательных достижений учащихся – ЕГЭ, накопительные методы оценивая достижений учащихся - рейтинги, «портфолио» и др.).
7. Система исторического образования в контексте вызовов современности, процессов социальной модернизации и глобализации, интеграции в мировое образовательное пространство. Целевой доминантой исторического образования становится формирование способности анализировать аргументы, выдвигать предположения, осмысливать, дискутировать, понимать. Концепция «новый школы», новый исторический подход в философско-методологическом плане стали ответом на вызовы постмодернизма.
Итоги реформирования и модернизации исторического образования в России разработка учебных курсов на основе новых теоретико- методологических подходов; разработка учебных курсов на основе новых теоретико- методологических подходов; введение концентрической структуры исторического образования; введение концентрической структуры исторического образования; подготовка и издание учебников истории нового поколения подготовка и издание учебников истории нового поколения трансформации механизма экспертизы учебной литературы на федеральном уровне; трансформации механизма экспертизы учебной литературы на федеральном уровне; введение федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ для использования в общеобразовательных учреждениях; введение федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ для использования в общеобразовательных учреждениях; разработка и введение нового базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ; разработка и введение нового базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ; ведение ФК ГОС по истории и попытка разработать теоретические основы НРК ГОС; ведение ФК ГОС по истории и попытка разработать теоретические основы НРК ГОС; введение новых форм государственной аттестации и оценки образовательных достижений учащихся по истории (ЕГЭ) введение новых форм государственной аттестации и оценки образовательных достижений учащихся по истории (ЕГЭ)