Технология критического мышления Скрипалева Ирина Васильевна МБОУ СОШ 2 с.Александров-Гай Саратовской области
Жить – значит иметь проблемы. Решать их – значит расти интеллектуально. Гилфорд
ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ «Корзина» идей, понятий ….; -Инсерт или «Пометки на полях»; -составление таблицы «ЗУХ»; -«Написание синквейна»; -«Составление кластера»; -«Мозговой штурм»; -«Написание эссе»; -«Чтение с остановками»; -Тонкие и толстые вопросы; -Фишбон -Бортовой журнал и т.д.
«ЗУХ» Особое требование- записывать сведения, факты или понятия только своими словами. З(знаю) У (узнал новое) Х (хочу узнать)
«Написание синквейна» Стихотворение из пяти строк. Форма свободного творчества. - пишется по определенным правилам; - требует от ученика кратко резюмировать информацию.
«Diamant Poem» имеет форму бриллианта и следующую структуру: Beginning Topic Adjective, Adjective (about beginning topic) -ing word, -ing word, -ing word (about beginning topic) Four nouns -or- a short phrase (about beginning and ending topic) -ing word, -ing word, -ing word (about ending topic) Adjective, Adjective (about ending topic)
Diamant poem Bodyguards Athletic, brave Guarding, risking, saving Dangerous jobs can be different. Loving, caring, helping Friendly, responsible Vets
Person Shy, talkative, bright Learning, dreaming, working Your job must be your vocation Desiring, trying, making Clever, intelligent, serious, Professional
«Чтение с остановками» Данный прием содержит все стадии технологии. Читается текст дозировано. Непременное условие приема – найти оптимальный момент в тексте для остановки.
Толстые и тонкие вопросы Тонкие вопросы: кто, где, когда, что, согласны ли, было ли, будет ли и т.д. Толстые вопросы: Почему вы так думаете? В чем разница? Что, если? Объясните, почему и т.д.
Фишбон Применяется на этапе вызова. Слово «Фишбон» дословно переводится как «рыбная кость». Важным этапом станет презентация заполненной схемы.
. 1. В нижнем прямоугольнике в записывается формулировка проблемы. 2. Учащиеся выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения. 3. Учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.
Цели технологии развития критического мышления, отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.
Литература Н.В. Богатенкова Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения Н.В.Богатенкова // Пособие для учителей – СПб.: СПбГУПМ, 2001 Применение приемов и методов технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории // Школьное историческое образование: творческий опыт и профессиональные размышления. – СПб.: СПбГУПМ, – Суворова Н.Г. Методическое пособие по праву для 7-го класса. – М., издание РФПР, Ж-л «Учитель» 4,2002, Н. Суворова, кандидат педагогических наук. Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Современные технологии в изучении литературы и языков в общеобразовательных учреждениях», - Астрахань, 2008 г.