Учитель географии МОУ Скородумская ООШ Ведерникова Надежда Александровна учебный год
Тема самообразования: «Развитие навыков работы с различными источниками географической информации» Срок реализации: 2 года гг.
Цель: обеспечить развитие умений школьников самостоятельно работать с различными источниками географической информации, правильно её принимать, обрабатывать, сохранять.
Государственный стандарт, определяет в качестве требований к выпускнику школы следующие: умение находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли; умение проводить самостоятельный поиск географической информации из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных систем и ресурсов Интернет.
Кабинет географии оснащен следующими информационными материалами: Набор карт различной тематики, иллюстраций. Набор атласов по географии с 6 по 9 класс. Учебники географии с 6 по 9 классы. Дополнительная литература по географии, энциклопедии. Наборы демонстрационных материалов по географии (коллекции горных пород, гербарии и др.) Банк презентаций в Power Point. Уроки географии проводятся и в компьютерном классе, где имеется Свободный и неограниченный выход в Интернет. После занятий дети имеют возможность самостоятельно готовиться к уроку, осуществляя поиск дополнительной информации.
Развитию умений школьников самостоятельно работать с различными источниками географической информации способствуют практические работы: Определение по картам и статистическим источникам закономерностей размещения населения и объяснение результатов. (9 класс) Определение крупных по численности народов, языковых семей и районов их размещения. (9 класс) Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. (9 класс) Определение по картам атласа, учебника суммарной солнечной радиации, коэффициента увлажнения и определение состояния погоды по синоптической карт. (8 класс). Определение режима питания, особенностей годового стока и падения реки, возможностей хозяйственного использования. (8 класс) Определение черт сходства и различия географического положения Африки и Южной Америки.(7 класс) Составление характеристики реки по плану. (7 класс) Чтение планов местности.(6 класс) Практические работы во всех классах проводятся согласно тематическому планированию.
Ч асто использую и такие виды работ: Обозначение на контурной карте основных графических объектов (работа с атласом и контурной картой). Анализ карт различной тематики (работа с атласом). Использование статистических данных разных форм и содержания (работа с учебником, справочными материалами). Просмотр презентаций по теме урока (использование ресурсов Интернет).
В настоящее время в КИМах ЕГЭ по географии используются следующие разновидности заданий с развернутым ответом: 1. Задания на определение (из нескольких предложенных) территории или объекта с заданными в условии географическими свойствами путем расчетов или логических рассуждений. 2. Задания на объяснение географических особенностей территорий, природных и социальных объектов и явлений. 3. Комплексные задания на анализ статистических и (или) картографических источников географической информации, требующие определить особенность территории и объяснить её. Все эти задания позволяют проверить, как ребёнок умеет работать с различными источниками географической информации.
В результате работы над темой я пришла к выводу, что развитие навыков работы с различными источниками географической информации позволяет учащимся расширить объем получаемых географических знаний, направить внимание школьников на самые важные моменты теоретического материала; помогает учащимся лучше запомнить новое, более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса, увеличивает познавательную активность ребят, делает учебную деятельность необычной и интересной.