Оценка образовательных результатов студентов: Портфолио
Предпосылки внедрения Портфолио: 1) Реформирование системы профессионального образования в России; 2) Изменение в условиях рыночной экономики роли человека на рынке труда; 3) Включение российской системы профессионального образования в Болонский процесс; 4) Изменение требований к качеству труда преподавателей; 5) Требования ФГОС и др.
XXI века - это «школа Портфолио», Портфолио позволяет решить две основные задачи: Проследить индивидуальный прогресс обучающегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других студентов. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля.
педагогические задачи: поддерживать и стимулировать учебную мотивацию студентов; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; содействовать индивидуализации (персонализации) образования студента; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Философия учебного Портфолио: смещение акцента с того, что студент не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос с оценки педагога на самооценку студента.
Основной смысл Портфолио: дать возможность каждому студенту: -показать все, на что он способен, -создать «стимул роста», -увидеть «насколько я сегодняшний лучше себя вчерашнего»
базовые различия понятия «портфолио»: Портфолио-технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности. Портфолио – продукт (папка с документами, папка специалиста);
Общие и специфические составляющие использования Портфолио. развитие своей профессиональной уникальности и конкурентоспособности; Студенты и преподаватели в ОУ Потенциальные работодатели на рынке труда обсуждение результатов обучения с сокурсниками и преподавателями; рефлексия студентами своей работы; демонстрация индивидуального стиля обучения студента, особенностей его интеллекта и культуры; возможность самостоятельно определить темы для Портфолио ; включение студента в период обучения в колледже в процесс развития «нужных» предприятию компетенций; конечная оценка достижений студента в колледже и активное участие в его дальнейшей профессиональной судьбе.
Варианты Портфолио: (по Новиковой Т.Г.) портфолио документации (рабочий); портфолио процесса; портфолио показательный; портфолио оценочный.
Новые подходы к оцениванию: базируются на стандартах обучения; построены на концепции компетентности; основаны на уровне исполнительского мастерства; основаны на конечных результатах обучения «Стандарт-компетентность-исполнительское мастерство-результат»
Оценивание Портфолио: 1) Проследить динамику профессионального становления; 2) дать характеристику готовности к профессиональной деятельности; 3) обеспечить педагогическая поддержку саморазвития; 4) оценить образовательные, профессиональные и личностные достижения студента
Структура Портфолио 1 блок – профес. знания и умения; 2 блок – профессиональная мобильность; 3 блок – профессиональное творчество; 4 блок – информационная культура; 5 блок – соц. и общественная активность; 6 блок – профессионально-значимые качества личности; 7 блок – коммуникативные качества; 8 блок – когнитивность
Параметры оценивания индивидуальных достижений студентов (2 блок- проф.мобильность): Высокий (7-10 баллов) Средний (4-6 баллов) Низкий (1-3 баллов) Наличие дипломов по смежным профессиям, специальностям Освоение курсов по смежным профессиям, специальностям Самообразование
Структура Портфолио Часть 2. «Мои достижения» 2.1. «Официальные документы» 2.2. «Жизненный опыт» 2.3. «Обучение в колледже, профессиональная подготовка» 2.4.«Научная деятельность» 2.5. «Курсы по выбору и творческие работы»
Этапы деятельности Портфолио: Этап 1. Мотивация и целеполагание по созданию Портфолио. Этап 2. Разработка структуры материалов Портфолио. Этап 3. Планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов к презентации. Этап 4. Сбор и оформление материалов
Этапы деятельности Портфолио: Этап 5. Пробы в презентации Портфолио. Этап 6. Презентация в рамках цели создания и использования. Этап 7. Оценка результатов деятельности по оформлению и использованию материалов Портфолио.