Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации познавательного интереса в мыслительной деятельности учащихся Прогрессивные педагогические технологии МОУ «СОШ 10» г. Муром Зимина М.В., учитель русского языка и литературы
Основные вопросы содержания: 1. Понятие "педагогической технологии«. 2. Критерии технологичности педагогической технологии. 3. Структура педагогической технологии. 4. Сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней. 5. Эволюция понятия «педагогическая технология». 6. Критерии выбора педагогических технологий.
Понятие "педагогической технологии" Знание о необходимых процедурах для проектирования новой или несколько модернизированной практики обучения. Сущность педагогической технологии Опираясь на постоянную обратную связь, гарантировать достижение четко поставленных целей. Технология обучения отражает теорию обучения, является стратегией и тактикой действий учителя в зависимости от того, какой технологический уровень она моделирует.
Критерии технологичности педагогической технологии воспроизводимость концептуальность системность управляемость эффективность
Структура педагогической технологии 1/концептуальная основа; 2/содержательный компонент обучения; 3/процессуальная часть - технологический процесс
Сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.
Эволюция понятия «педагогическая технология». 1 период (40-е - сер. 50-х г.) 2 период (сер. 50-х - 60-е г.) – 3 период (70-е г.) - появился термин «педагогическая технология 4 период (с начала 80-х г.) - создание компьютерных и информационных технологий обучения.
Критерии выбора педагогических технологий Основанием для выбора технологий обучения является уровень самостоятельности учащихся в учебной деятельности. Посредством технологий обучения можно предусмотреть степень репродуктивности и творчества учащихся.
Таксономия педагогических целей в познавательной сфере Таксономия - учение о принципах и практике классификации и систематизации. (Термины «таксономия» и «систематика» нередко используют как синонимы)... Уровни учебных целей 1. Знание Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до целостной теории Действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.
Понимание Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. 3. Применение Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. 4. Анализ Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура. объясняет факты, правила, принципы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных. применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; использует понятия и принципы в новых ситуациях. вычленяет части целого; выявляет взаимосвязи между ними; определяет принципы организации целого; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различие между фактами и следствиями; оценивает значимость данных. 5. Синтез Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; предлагает план проведения эксперимента или других действий; составляет схемы задачи. 6. Оценка Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. оценивает логику построения письменного текста; оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта деятельности.
Согласно ЮНЕСКО (1996 г.) под педагогической технологией понимается систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
Для того чтобы процесс учебной деятельности осуществлялся эффективно, необходимо - научиться пользоваться современными педагогическими технологиями, - разбираться в их сути и создавать свои профессиональные стратегии деятельности
Сущность педагогической технологии состоит в том, чтобы, опираясь на постоянную обратную связь, гарантировать достижение четко поставленных целей. Цель - важнейший показатель в оценке результатов деятельности, в цели заложена модель будущего. Цель, отраженная в учебном процессе, перерастает в интерес при условии ее осознания и перерастания в личностный смысл. Познавательный интерес формируется в деятельности и является внутренним стимулом учения. Благодаря этому учебный процесс становится активным и творческим.
Из вышесказанного следует: педагогическая технология предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в таких действиях учеников, которые можно реально опознать. Такие цели называются диагностичными (диагностируемыми, диагностическими, или операциональными.
Список рекомендуемой литературы 1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.Питер, Педагогика/Под ред.П.И. Пидкасистого. - М., Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Мн.: Университетское, Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по педагогике: Экспресс-справка для студентов вузов. Ростов н/Д: МарТ, Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. - М.:Просвещение, Захарова Л.Н. и др. Профессиональная компетентность учителя и психолого- педагогическое проектирование: Учеб. пособие. Н.Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1977.